Русская Православная Церковь
ОТДЕЛ ПО ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
И СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ

Председателю Комитета
по делам общественных объединений
и религиозных организаций
Я. Е. Нилову

Уважаемый Ярослав Евгеньевич!

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект закона «О добровольчестве (волонтерстве)».

Предыдущая редакция данного законопроекта вызвала множество негативных откликов от некоммерческих организаций, привлекающих к своей деятельности волонтеров.

В текущей редакции законопроекта есть положительные изменения: был устранен ряд юридических недоработок, исключены нормы о создании уполномоченного органа в сфере добровольчества, исключена норма о том, что привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти, уточнены цели и виды добровольческой деятельности.

Однако ряд моментов, вызывающих серьезные сомнения в законопроекте сохранился. Так, законопроектом предусмотрена возможность учета (регистрации) добровольцев и добровольческих организаций. В законе также указано, что такая регистрация не является основанием для прекращения или приостановления деятельности добровольца, или добровольческой организации. Но цель и смысл подобной регистрации из законопроекта неясны, никаких последствий для зарегистрировавшегося добровольца такая регистрация не влечет, кроме возможности получить электронную карту добровольца, подтверждающую статус добровольца и вести учет поощрений и/или нарушений добровольца.

Тем не менее, возможность учета, заложенная в законопроекте может стать помехой в работе добровольцев. Формально, по законопроекту, регистрация является возможной, но не обязательной. Однако, ст. 12 законопроекта говорит о том, что федеральный орган исполнительной власти разрабатывает «рекомендации для медицинских организаций, организаций в сферах образования, социальной защиты, культуры, искусства, спорта и молодежной политики, а также в иных сферах по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в реализации добровольческих (волонтерских) программ (проектов) и проведению добровольческих (волонтерских) акций», и если включить них рекомендацию сотрудничать только с зарегистрированными добровольцами, или организациями, и тогда юридически не обязательная регистрация может стать фактически необходимой.

В законопроекте организатором добровольческой (волонтерской) деятельности в первую очередь являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие добровольцев в рамках своих полномочий. К сожалению, по сообщениям ряда средств массовой информации, такие формулировки уже на стадии законопроекта трактуются некоторыми органами и учреждениями так, что необходимо привлекать к своей деятельности только добровольцев, сотрудничающих с госорганами, а не добровольцев из независимых некоммерческих организаций.

Кроме того, важно понимать, что государственные и муниципальные учреждения (например: социальные, медицинские, образовательные) зачастую являются получателями добровольческой помощи, и представляется некорректным совмещение в них этого статуса со статусом организатора добровольческой деятельности.

В целом, полагаем, необходимости в этом законопроекте нет. В пояснительной записке к законопроекту обоснование необходимости уточнить понятие добровольческой деятельности, и отделить его от понятия благотворительности, как передачи в собственность имущества совершенно неубедительно. Достаточно ясное понятие добровольческой деятельности дано в законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях: «Добровольцы -физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).».

Никаких новых, необходимых для развития добровольческой деятельности норм законопроект практически не содержит. В рамках действующего законодательства организации могут привлекать добровольцев, заключать с ними гражданско-правовые договора, компенсировать им расходы, связанные с осуществлением добровольческой деятельности. А добровольцы, в свою очередь, могу реализовывать свою свободу выбора целей и видов своей деятельности. В целом, не считаем принятие данного законопроекта обоснованным.

С уважением, Пантелеимон, Епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви

 


Оригинал:

О волонтерстве



Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI