Предлагаем к прочтению некоторые выводы, о которых написала одна из участниц тренинга «Как работать с агрессией подопечного» Оксана Кулаева, дополненные ведущими тренинга.

Агрессия как явление — нормальна. Ненормально ее отсутствие. Все люди испытывают агрессию.

Существует несколько видов агрессии:

Форма агрессии как способ приобретения для себя жизненноважных вещей.

Форма агрессии как способ показать другому свое сильное желание.

Форма агрессии разрушающая другого (крайняя форма).

При встрече с подопечными и их агрессией место волонтера до конца не определено (в отличие от роли мамы, воспитательницы, санитара и т.д.), но пока у детей есть ценность присутствия рядом волонтера и его внимания — это наш ресурс! Волонтер может помочь ребенку создать «буфер» между чувством гнева — и ударом. Для этого у волонтера есть возможность: устанавливать правила и нормы отношений, действующие на «его» территории, во время посещения (правило «Стоп»  — «у нас здесь драться и оскорблять друг друга нельзя», «материалы раздаю я и все вопросы ко мне», «если ты хочешь разливать краску, я тебе поставлю отдельный столик, и можешь там это делать сколько захочешь»).

При этом при регулярных встречах с одной и той же группой подростков имеет смысл создавать эти правила вместе, обсуждая их конкретно и спрашивая согласия — например, в виде подписи на некотором общем листе под названием «Свод правил, или Семь «Не». Такие правила, чтобы не стать просто моралью, должны обязательно быть сопряжены с оговоренными и принятыми санкциями (например, «за дразнение другого — пять приседаний»). При этом волонтер должен четко помнить : Что пообещал, то и сделал!

Другие способы поддержать безопасные границы на занятиях с детьми — апеллировать к своим чувствам: в моем присутствии пожалуйста не ругаться — это оскорбляет меня, задевает мое уважение к вам обоим. Мальчишкам постарше, которым по сути важно быть воинами, можно рассказать, что во многих единоборствах высшая степень доблести воина — это «не начать войну», не довести до поединка, и унижая своего противника, ты теряешь самоуважение.

Так же, если с ребенком установлен доверительный контакт, волонтер может, при возникновении ситуации агрессии, предложить ребенку высказаться и описать свои чувства, и сказать чего он хочет от другого ребенка. Главное при этом — наше внутреннее отношение к ребенку к его чувствам и эмоциям — не обесценивать их, и ценить личность ребенка, уважать его потребности. даже когда способы их выражения для нас неприемлимы. Терпение, терпение и еще раз терпение!

При этом разрешать свой конфликт по сути должны дети сами, мы можем выступать, как люди, которые могут выслушать об эмоциях и чувствах, быть «переводчиками», «пограничниками». Нельзя говорить ребенку «не злись» или «уступи». Нельзя запретить или заставить испытывать чувства и эмоции по отношению к другому человеку. Но важно учить их достойным способам выстраивать отношениям друг с другом!

У детей, которые имеют родителей, есть свой личный буфер — они знают, что есть мама, которая их примет любых, и папа, который будет их уважать за достойное поведение. У детей в детских домах этого буфера для смягчения чувства гнева нет. Волонтер может пытаться давать им «родительскую» поддержку, но не переходя рамки отношения «старшего друга», не становясь для ребенка (внутренне) мамой или папой.

У детей, которые болеют, есть родительская поддержка, но нет буфера в виде поддержки организма, так как организм истощен, и сил на сдерживания себя мало. Таким детям можно давать поддержку своими силами, своим тонусом, но тоже не переходя рамки — подбодряя, но не забивая свой бодростью.

У деток, имеющих психические заболевания, (а это большинство детей в интернатах), нет поддержки самоконтроля и от них не стоит ожидать понимания того, что они делают. Для них полезно, когда в критической ситуации волонтер спокойно проговаривает свои чувства и чувства ребенка. Как он его понимает («Я вижу, ты рада моему приходу, я тоже рада тебя видеть, Ты хочешь обняться? давай, с удовольствием! нет, кусать меня нельзя, мне так неприятно» и т.д.)

При столкновении с агрессией детей волонтеру важно защитить себя, выстроить свои границы допустимого и недопустимого по отношению к нему поведению. Ребенок будет воспринимать взрослого всерьез при условии, если взрослый способен защитить себя от его агрессии. Это важно!

В случае ситуации, когда при нашем присутствии происходят всплески агрессии, стоит не сразу бросаться «в бой» (если нет угрозы физической безопасности), а выдержать паузу, например, вздохнуть три раза, понять свои чувства (наша агрессия при этом может переживаться и как гнев, и как депрессия, и как чувство вины или отстраненности). Признать, что мы сами в гневе (в досаде, в раздражении, в ярости). Понять, что именно мы хотим, и что препятствует достижению желаемого, что нарушено? Отделить свою ответственность от ответственности ребенка. Посмотреть, какие есть собственные ресурсы. И дальше действовать в рамках своей ответственности и при помощи своих ресурсов, а если нет — то искать помощи, или проявлять терпение. И в любом случае есть возможность, не отрицая ни своего гнева, ни гнева ребенка, помолиться за себя и за него, чтобы Господь управил все Своей милостью и помощью.


Просим поддержать наш волонтерский благотворительный проект:

Банковской картой

Через Яндекс.Деньги

Через QIWI
Банковским переводом
Через СМС


Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI