8 октября тренинг «Границы ответственности» из серии «Искусство быть волонтером» открыл сезон и собрал 16 человек из разных организаций — и «Даниловцев», и гостей из БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», и «Клуба волонтеров», и Центра лечебной педагогики.
В течении двух с половиной часов не стихали напряженные дискуссии на тему: за что отвечает волонтер?
Отвечает ли он за хорошее настроение подопечного ребенка? А за то, чтобы между детьми не было конфликтов?
И за то, чтобы медперсонал или родители не ругали и не стыдили ребенка?
И в какой мере волонтер отвечает за безопасность ребенка? А за свою собственную безопасность? За свое настроение? Обязан ли волонтер общаться и хорошо относиться к каждому подопечному?
Изюминкой встречи стал неожиданный разворот: «за что я сам хочу нести ответственность?». Многие участники признавались, что хотя в их жизни есть такие дела, за которые они по факту отвечают с удовольствием, и не хотели бы передавать другим, будь то выращивание цветов или волонтерский проект, но со словом «ответственность» то, что приносит удовлетворение и радость, никак не ассоциируется. В связи с этим многие признавались, что ожидали от волонтерства «ощущения тяжести, ноши, и чтобы чувствовать себя молодцом», а получили радость и вдохновение, и дети совсем не «тяжелые» (дети в ФНКЦ онкологии и гематологии, дети в микрохирургии РДКБ, дети в доме-интернате и т.д.). Поэтому волонтеры сомневаются — а нужно ли их посещение, имеет ли это смысл, «молодцы ли они», если они испытывают радость, а не тяжесть?
В ходе тренинга была проведена мини-игра, когда участники становились на место подопечных-детей, их родителей (даже тех родителей, которые бросили своих детей), на место медперсонала и на место координатора и руководителя добровольческого движения, и формулировали свои пожелания к волонтерам, а потом уже с места волонтера отвечали на предъявленные ожидания и требования и формулировали «ответственности волонтеров».
В итоге были сформулированные некоторые положения, например: «волонтер не отвечает за настроение ребенка, но отвечает за то, чтобы в меру своих возможностей понять его состояние, настроение и желания, и учитывать их», «волонтер не отвечает за отношения между детьми, но отвечает за то, чтобы во время его взаимодействия с детьми конфликты решались в приемлемой форме», «волонтер не отвечает за то, чтобы ребенок с неуправляемыми движениями сидел тихо и никого не задел, но он отвечает за то, чтобы в поле действия такого ребенка не было острых предметов», «волонтер не отвечает за безопасность ребенка с эпилептическими приступами или внезапной агрессией, но он отвечает за то, чтобы не оставаться с таким ребенком наедине, без квалифицированной помощи, а также отвечает за собственную безопасность, и бережет себя также, как и ребенка», «волонтеры не отвечают за отношения между персоналом больницы, детского дома и подопечных детей, но они отвечают за гуманизацию этих отношений в силу своих возможностей, своим примером».
Встреча прошла очень насыщенно и даже вышла за заявленные временные рамки, потому что желание участников ставить вопросы, искать ответы и делиться опытом было велико.
Ведущие благодарны всем пришедшим за плодотворную работу и приглашают желающих на дальнейшие встречи.
Следующий тренинг в рамках серии «Искусство быть волонтером» пройдет в среду 12 ноября и будет посвящен контакту между волонтером и подопечным: как его устанавливать, поддерживать и заканчивать.