Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.


Профилактика выгорания. Что в силах координатора? Часть 1

волонтеры даниловцы

Алена Штырина — координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии Российской детской клинической больницы. Русист, окончила филологический факультет РУДН, преподает русский язык для иностранцев. К Даниловцам присоединилась осенью 2009 года, через 2 года возглавила волонтерскую группу в отделениях нефрологии и гинекологии в РДКБ. Добровольчество для Алены – радость, друзья и смысл. Опыт волонтерской деятельности 6 лет.

 

Волонтер – не один

Начинается все с собеседования, с знакомства. После того как человек рассказал мне о себе, о своих мотивах вступления в добровольческое движение, а я рассказала ему о волонтерской группе, я информирую его о молодежном центре при Даниловом монастыре.  Люди зачастую приходят в волонтерство ради общения с другими молодыми людьми, у которой есть общие, похожие  ценности. Немало тех, кто ищет общения в среде православной молодежи. Это очень важно. Среда единомышленников — очень большая поддержка для человека. Есть хор, есть добровольческое объединение «Реставрос», есть творческий клуб и т.д. Новичку открывается много возможностей себя реализовать. Я подробно информирую новичка, что такое наше добровольческое движение «Даниловцы», какие направления и волонтерские группы есть.

Моя задача предложить новичку какую-то общность бОльшую, чем волонтерская группа. В таком случае у волонтера всегда будет выбор. Если он со временем  устанет или почему-то передумает быть волонтером, то ему не обязательно уходить в никуда. Он может остаться в общем пространстве и найти себя в чем-то другом.

От меня зависит, чтобы волонтер понимал и чувствовал, что он не один, что он в группе, в организации. Поэтому на собеседовании я подробно рассказываю про систему обучения и поддержки волонтеров в Даниловцах. Говорю про тренинги и творческие мастер-классы, про психологическую поддержку, про неформальные встречи «Зелёный огонёк», про какие-то общие совместные мероприятия. Всегда делаю акцент на общую даниловскую и групповую рассылки. Рассылки – это залог информированности человека.

Координатор — помощник

Очень важно, чтобы волонтер понимал, что координатор волонтерской группы всегда рядом, что с любыми своими вопросами, сомнениями, проблемами он может к нему обратиться. Я всегда говорю новичкам, что не бывает мелких и глупых вопросов. Все надо прояснять и обсуждать, а не оставаться один на один со своими проблемами. Координатор для этого и есть, он всегда на связи. И во время самого посещения, если возникает какая-то проблема, а я чем-то занята, и не вижу этого, волонтер может сказать «Алена! Мне нужна третья рука!» или «Мне нужна третья нога!» И я подойду. Меня этому, как и многому другому,  когда-то научил Андрей Мещеринов.

Моя задача — донести до волонтера мысль так, чтобы она у него прочно укрепилась, что для всех проблем, сомнений и вопросов есть координатор.

Координатору же, в свою очередь, необходимо быть в контакте с волонтером и узнавать о каких-то возникающих проблемах или каких-то некомфортных для него ситуациях в группе. Надо стараться понять, чем можно помочь волонтеру, если ему нужна помощь и поддержка, и соответственно стараться максимально оказать эту помощь и поддержку.

Атмосфера в группе

Волонтерам каждой волонтерской группы очень хочется общаться друг с другом, помимо волонтерской деятельности, самого волонтерского процесса. Между волонтерами, как между людьми, объединенными добрым общим делом, обычно складываются теплые отношения. Поэтому я считаю важным неформально встречаться. Например, наша группа, после посещения детей в больнице, если у кого есть силы и время, идет в кафе. Мы общаемся, пьем чай, разговариваем о самых разных вещах. Опять же, если у кого-то есть проблемы, то это можно обсудить, услышать мнение или советы коллег-волонтеров.

Именно от координатора во многом зависит атмосфера в группе. Его задача стараться максимально поддерживать доверительные, добрые, теплые отношения внутри коллектива, не допускать каких-либо ссор, непонимания, конфликтов.

Координаторам волонтерских групп и волонтерам, конечно надо помнить, что волонтеры — это свободные люди, что они именно добровольцы, что в добровольческом движении нет принуждения. Я уверена, что если действует свободная воля, то меньше и усталости, и проблем. Желание волонтера ходить в больницу не должно затмить все остальные его дела. Координатор не может и не должен принуждать волонтеров. Но в то же время необходимо требовать ответственного отношения к делу в рамках того, за что сам волонтер взялся и несет ответственность.  А также волонтеру необходимо заранее информировать координатора о своих планах. Я не требую объяснения, почему волонтер не придет, это его личные дела, но мне неоюходимо знать могу я или не могу   него рассчитывать в следующее посещение.

Забота о волонтере

Полная отдача волонтера своему делу не всегда полезна. Рано или поздно накопится усталость, проявятся те стороны жизни, что волонтер забросил ради добрых дел.  Преодолеть это сложно. Гораздо проще заранее волонтерам напоминать, что всему свое время. Волонтер должен знать и помнить,  что у него есть право отдыха или перерыва. Но тут с нашей стороны надо быть тактичным, чтобы волонтер не воспринял заботу координатора об отдыхе волонтера как желание его прогнать. Волонтеру очень дорого чувство, что координатор и группа его ценят.

Очень важно, чтобы волонтеры чувствовали нашу благодарность. Я всегда благодарю волонтеров, каждый раз после посещения детей в больнице. И в течение посещения я стараюсь сказать ободряющие слова: подойти похвалить, сказать слова поддержки.

Если же волонтер что-то делает не так, то обязательно координатору нужно об этом сказать, но осторожно, не обесценивающе. При этом  нужно различать следующее. Есть какие-то вещи, когда с ребенком всё в порядке, а волонтер может не полностью  включаться в процесс, или делать что-то непривычно для нас в силу своих особенностей. Это одно дело, тут не всегда следует обращать внимание. Но если же происходит что-то неправильное в отношении ребенка, волонтер нетактично себя повел, что-то не то сказал, то координатор должен проговорить это, объяснить и  прояснить. На ошибки нужно реагировать.

Еще раз кратко

На мой взгляд, ключевыми в волонтерской деятельности являются следующие равноважные моменты:

  • Ясное понимание волонтером своей задачи, своих прав и обязанностей. Волонтер точно и ясно представляет себе свои права и обязанности, свою деятельность, и несет за это ответственность.
  • Поддержка Координатора. Волонтер знает, что со всеми проблемами-сомнениями-вопросами он может и должен обращаться к своему координатору.
  • Поддержка своей группы. Теплые и доверительные отношения внутри волонтерской группы, дружеские посиделки волонтеров.
  • Поддержка Движения. Волонтер находится в среде, которая всецело его поддерживает. Начиная от своей группы и координатора и заканчивая тренингами и психологической поддержкой.

 

Текст подготовлен к публикации Юлией Матвеевой и Юрием Белановским

Заметку «Профилактика выгорания. Что в силах координатора? Часть 2» см: http://www.danilovcy.ru/2015/02/profilaktika-vigoraniya2/



Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI