Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.


Волонтеры и государственные социальные учреждения

На адрес Добровольческого движения «Даниловцы» пришло письмо из Министерства труда и социальной защиты от заместителя министра. Министерство проводит обсуждение по вопросу правового регулирования деятельности волонтеров в сфере социального обслуживания, в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 апреля 2015 г.

Нас просят представить наше экспертное мнение по следующим вопросам:

  • о целесообразности привлечения волонтеров и волонтерских организаций к деятельности в сфере социального обслуживания;
  • о законодательном закреплении правового статуса таких участников отношений;
  • о степени участия (содействии в участии) в предоставлении социальных услуг, объеме такого содействия, характере и объеме выполняемых функций;
  • по оформлению отношений, например, в рамках заключения договоров гражданско-правового характера;
  • по ведению учета (регистрации) волонтеров, занятых в сфере социального обслуживания (учета их деятельности); по обучению (подготовке): по другим направлениям.

Публикуем ответ руководителя «Даниловцев» Юрия Белановского на предложенные вопросы.


а) Я считаю, что привлечение волонтеров и волонтерских организаций к сотрудничеству организациями социального обслуживания целесообразно по 4-м причинам:

  1. Есть запрос со стороны социальных учреждений на оказание благотворительной, в том числе волонтерской помощи. Мы встречались с следующими запросами: помощь в уходе за подопечными, организация досуга подопечных (праздники, концерты, постоянный ежедневный досуг), прогулки с подопечными, обучение и развитие подопечных, помощь персоналу в уборке и ремонте помещений, уборка прилегающей территории. О таких же запросах мы слышали и от представителей других регионов.
  2. Есть запрос со стороны самих подопечных на участие в их жизни волонтеров, на восполнение того, что не может быть дано в казенной системе. Речь прежде всего о человеческом общении, простом досуге, внимании, дружбе, обучении каким-то бытовым навыкам, прогулках и т.д.
  3. Часто забывается, но есть запрос со стороны молодежи, большей частью 22-30 лет. Эти люди обладают достаточным временем, сами по себе активны. Молодежь осознанно и ответственно хочет и готова помогать ближним в соц учреждениях. Активной молодежи реально много. Она представляет серьезный потенциал. По нашим оценкам в Москве через социальные НКО ежегодно проходит 10-15 тысяч активных молодых людей, тех самых, кого можно считать основой гражданского общества. Предполагаю, что большее количество проходит через вузовские и окологосударственные (типа «Мосволонтер») молодежные организации, так или иначе затрагивающие социальную тему.
  4. Молодежи необходимо социально и нравственно развиваться и обретать опыт ответственной гражданской жизни. Социальное волонтерство – это серьезная школа. Это соответствует в том числе и государственной молодежной политике.

б) Исходя из опыта добровольческого движения «Даниловцы», можно утверждать, что участие волонтеров в работе социальных учреждений возможно на следующих условиях:

  1. Волонтеры не могут восприниматься, как бесплатная рабочая сила. Они самостоятельные свободные люли, желающие и готовые помогать. Отношения с ними – это равноправное партнерство.
  2. При организации сотрудничества необходимо исходить из личного желания (мотива) волонтера и в соответствии с желанием привлекать его в ту или иную деятельность. «Замотивирование» неготовых людей возможно, но требует большого внимания к ним и контроля. «Замотивирование» в итоге не эффективно.
  3. Труд волонтера, обучение и поддержка должны быть организованы или соцучреждением или НКО от имени которого волонтер работает.
  4. Необходим ясный договор (речь не о юридической стороне дела) из которого понятно, что волонтеру делать, когда и во сколько. Кто за что отвечает? Что в результате получится?
  5. Волонтеры должны иметь своего оператора — НКО. НКО должно иметь договор с госучрежлением. Основные задачи по привлечению, обучению, поддержке волонтеров лежат на операторе. Оператор и гарант существования и соблюдения правил.
  6. Допуск волонтеров с улицы недопустим. Нам известны случаи, когда госучреждение пускает всех подряд с улицы. Это порой выгодно госучреждению – никаких затрат и ответственности, прежде всего. Но в итоге могут пострадать подопечные
  7. Недопустимо волонтерами заменять те позиции, что на самом деле должны быть заняты персоналом. Ответственность волонтера, по факту, по его природе, к сожалению, всегда минимальна.
  8. Недопустимо приравнивать волонтеров к сотрудникам учреждений с точки зрения требований и условий. К примеру, недопустимы равные требования по медицинским справкам и т.д.
  9. Приоритетна, но не обязательна командная работа волонтеров

 

Если условия выполняются, наш опыт говорит о возможности создания долгосрочных и эффективных и регулярных проектов.

Подробнее об этой теме можно посмотреть в следующих моих статьях:

д) О правовом статусе.

Закрепление за волонтером или волонтерской организацией правового статуса — важно. Однако, существующее законодательство вполне этот статус определят. Есть нормы требующие коррекции, но на основании существующих законов вполне можно работать. Избыточное законодательное регулирование волонтерской сферы может навредить социальному волонтерству.

Опыт взаимодействия социально-ориентированных НКО и департамента социальной защиты Москвы показал, что важно и позитивно иметь типовой регламент взаимодействия волонтерских организаций и госучрежлений. Пример Московского регламента можно посмотреть тут: http://www.danilovcy.ru/2015/02/reglament-socialnyh-uchrejdeniy-i-volonterov/

Оформление отношений волонтера и госучреждения не требуется, если волонтер является членом НКО, заключившей договор с госучреждением. НКО берет на себя весь труд по привлечению, отбору, подготовке, обучению, психологической поддержке волонтеров, контролю за ними со стороны координаторов и т.д.

Участие волонтеров в предоставлении социальных услуг возможно и востребовано. О чем сказано выше. Весь вопрос — технологический. Это очень важно! Вопрос в создании правильной социальной технологии! Смогут ли быть найдены правильные механизмы взаимодействия госучреждений и волонтёрских НКО?

Суть технологии сводится к следующему. Отсутствие ресурсов и помощи – а именно в такой позиции часто находятся соцучреждения — компенсируется социальной напряженностью (популярностью) темы и предоставлением свободы волонтерам.

Невозможно ставить задачу об услугах со стороны волонтеров, не предоставляя им ресурсов, и требовать некоего ожидаемого результата.

Известно, что россияне больше всего хотят помогать сиротам и больным детям. Помощь старикам и бездомным – не так популярна. Помощь больным взрослым – непопулярна вообще. Досуг детей – популярен. Помощь персоналу в уходе за пациентами – не очень. Техническая работа, уборка и прочее – мало кому интересны. Однако, возможно привлечение волонтёров в любые сферы. Вопрос в возможности вкладываться в работу с волонтерами.

Например, Детская онкология – социально напряженная тема. Досуг детей – позитивная популярная тема. Значит творческие занятие с детьми в больницах — востребовано со стороны волонтеров. Следовательно, НКО готовые организовать досуг детей в больницах ничего не прося от госучреждений. А вот мытье полов или уборка туалетов — непопулярно. Значит при организации волонтёрского участия нужны вложения в привлечение людей, в мотивацию и т.д.

Подробнее можно посмотреть в статьях:

д) Отдельно стоит сказать почему волонтерство стоит денег.

Организация ответственного труда, регулярность и стабильность требуют работы специалистов и координаторов волонтерских групп. Подробно об этом смотреть тут: http://www.danilovcy.ru/2013/12/pochemu-volonterstvo-stoit-deneg/

е) Дополнительно предлагаю познакомиться с важными материалами, имеющими непосредственное отношение к обсуждаемой теме: