В блоге даниловцев на портале «Сноб» опубликовала новый материал о волонтерах Добровольческого движения.


Кирилл чинит крышку игрушечного мусорного контейнера. Саша на пластиковой горке  размахивает плюшевым крокодилом, он сегодня в образе, он – Бабка Ёжка. Поразительно талантливый пацан, просто король драмы! Амина спокойно строит что-то из кубиков, рядом голубоглазый Павел рассказывает, что у него в руках «миксер, он готовит 41 минуту… Оп! Уже готово. Вот, попробуйте зелёный цвет!» Одним словом, простая группа детского сада. Простая, да не простая: у Саши один из достаточно редких синдромов, генетическое заболевание, луноликая Амина – дочка трудовых мигрантов, Кирилл – обычный ребёнок, Павел — с задержкой развития. А все вместе это — «СаВа».

…Если от метро «Китай-город» пойти в горку по улице Забелина, а у церкви князя Владимира взять левей, то по Старосадскому переулку можно дойти до евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла. Вот круглая клумба во дворике, вот мощные двери, а за ними — гулкая пустота.

Нужная нам дверь слева, на ней висят два ярко-жёлтых плюшевых солнца и табличка «ЗАКРЫТО». Но нет, тут как раз открыто – открыт мультикультурный интеграционный детский досуговый центр «СаВа». Этому проекту уже два года, он про широкую инклюзию, вроде маленькой идеальной модели большого мира. Тут и обычные дети из московских семей, и дети с разными трудностями – от физиологических до языковых, и психолог, который помогает им справляться и уживаться друг с другом, и волонтёры, которые помогают специалистам и детям – все вместе.

Какой разительный контраст с холодной тишиной собора! В маленькой комнатке всего так много – детей и взрослых, звуков и движения, тепла и света! Меня встречает психолог СаВы и координатор волонтёрской группы «Даниловцев» Лена Куликова.

Лена Куликова, психолог: «Центр «СаВа» был задуман Екатериной Кокориной из Фонда «Мозаика счастья» как альтернатива муниципальным детским садикам. Идея выросла из опыта работы Фонда с детьми беженцев и мигрантов. Их же очень трудно устроить в школу или детский сад, а как им входить в новое социокультурное пространство? При этом, в школу эти дети все равно пойдут. Но они должны быть к ней готовы: научиться говорить по-русски, иметь какой-то воспитательный, культурологический набор.

«СаВа»  работает с 10 утра до трех часов дня три дня в неделю. Принимают в него как детей беженцев и трудовых мигрантов, так и детей с особенностями развития, которые не могут удерживаться в группах обычного детсада, даже если в нем есть инклюзия. Там же нагрузка на воспитателях очень большая. И если в группе 25 детей, и из них — три человека с особенностями развития, эти детки очень часто получают эмоциональные травмы, не вписываются в группу и опять оказываются дома. Но даже если дома — замечательные родители, и ребенок ходит на какие-то дополнительные занятия с логопедом, с психологом, где ему общаться с детьми? Причем, разными? А ему это необходимо!»

Ольга, мама Кирилла:«Сегодня привела сына сюда впервые. Ему скоро шесть, он ходил в обычный государственный сад. Дисциплина там была строгой, но у воспитателей были любимчики – и нелюбимчики. Сын увидел, что бывает вот так – а теперь я хочу ему показать, как бывает иначе».

Коля, волонтёр:«У меня совершенно не было опыта общения с детьми – своих пока нет, а в семье я один. Пришёл сюда учиться с ними общаться. Мне интересно, как, не мешая им, можно мягко с ними контактировать».

В комнате кроме игрушек и разного игрового оборудования стоит… палатка. Каждый ребенок в «СаВе» может сказать: «Мне слишком много всего!» — и спрятаться в палатку, и посидеть там отдельно от всех, прийти в себя. Но сейчас Лена палатку складывает: пришла волонтер Мария Первушина, и детей ждёт мастер-класс. Три низких столика, за которыми до этого перекусывали дольками яблок, морковки и сушками и вели светские беседы о том, у кого на что аллергия, теперь покрыты рабочей скатертью. Мария достаёт яркие куски шерсти. Занятие продолжает тему Скандинавии – на предыдущих занятиях дети мастерили картонные мечи и щиты, как у викингов, а сегодня педагог показывает с помощью бумажных фигурок на палочках мини-сказку о боге Торе и маленьком гноме, который хозяйничал в его конюшне, а волонтёр Коля читает с телефона текст сказки.

Автор: Юлия Гусакова