-Екатерина Азисова, психолог Добровольческого движения Даниловцы

Провела в Зюзино тренинг на тему «Достоинства и недостатки». Девочек было шесть, кроме одной все были новые. Перед моим приходом между ними случился конфликт, поэтому не все смогли настроиться на работу, серьёзно отнестись к занятию. Тут своя боль, свои переживания, ещё и конфликты — и передо мной не девушки, а оголённые раны.

Охранник второй раз, когда я говорю, что иду к старшим девочкам, смотрит на меня удивлённо и говорит : «Вы думаете, их ещё можно исправить? По-моему, с ними уже поздно заниматься»…

На занятии мы обсудили, хорошо или плохо, что люди отличаются друг от друга, потом я пустила по кругу мешочек с бумажками, на которых написаны достоинства и недостатки, мы обсуждали, чем же является названное качество, какой он, человек, обладающий таким качеством, есть ли примеры из литературы, фильмов, мультфильмов (с примерами очень сложно было, их почти не было, практически все из сериала «Сверхъественное», я была готова хлопать в ладоши, когда один пример прозвучал про Домовёнка Кузю, из литературы примеров не было, в Можайской воспитательной колонии с примерами из художественных произведений арсенал был богаче).

После этого мы рисовали таблицу со своими достоинствами и недостатками, потом писали, какие возможности нам открывают наши достоинства, какие ограничения на нас накладывают наши недостатки. И в конце писали объявление о поиске друга — учились презентовать себя, вспоминали ещё раз свои достоинства, которые помогут устанавливать отношения с другими людьми. Не все смогли «вспомнить» свои недостатки, конечно, нужно быть смелым, чтобы взглянуть на себя честно.

Во время выполнения упражнений успели обсудить Масленницу (в первой половине дня приют выезжал на праздничные гуляния), опыт празднования Масленницы, Дворец пионеров на Воробьёвых горах. В конце занятия я зачитала девушкам 6 советов психолога Д. Карнеги:
1.Высказывайте своё одобрение людям.
2. Улыбайтесь.
3.Придерживайтесь дружелюбного тона.
4.Научитесь себя ставить на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
5.В каждом умейте видеть его достоинства.
6. Любите людей!