— Елена Куликова,  психолог  Добровольческого движения Даниловцы

Заинтересованных темой выбора в майский вечер оказалось четверо вместе со мной. Получилась практически координаторская встреча мотивированных людей. Поэтому проблемы выбора быть волонтером не стояло. Его каждый из участников сделал уже давно и в свое время. Мы этого и не касались. Обсуждали: как каждый участник делает свой выбор? Чем руководствоваться? Откуда приходит решение? У каждого свой опыт, соответственно и критерии оценки: «Как поступить, что предпочесть?», — у каждого свои. Одним людям их легко увидеть, другим сложнее. Сомнения, неуверенность в правильности выбора, страх ошибиться мешают осознанию и принятию своих же решений в свой жизненный опыт. Это и правда не просто.

Какое отношение к выбору имеет свобода, ответственность, удовольствие? Что такое фокусинг, и как он может помочь в выборе?

Обо всем этом и не только теперь по порядку.

Вначале настроимся на тему, используя два высказывания. На мой взгляд в них содержится суть проблемы выбора.

«У Пико делла Мирандолы есть замечательная притча, … она имеет прямое отношение к тому, о чем мы сейчас говорим. … Бог решил раздать всем предметам, всем вещам в мире, всем существам свое место. Конкретное место. Он сказал скале: будешь стоять здесь. Тигру сказал: будешь здесь. Камню, реке, сосне, ну и так далее. Он всем дал свое место. И когда дошла очередь до человека, он сказал: а ты будешь вечно искать свое место. Это вечный скиталец, который каждую минуту своего времени, каждое мгновение своей жизни выбирает самого себя. Он … здесь, или он соблюдает меру. То есть, другими словами, великолепие человека в том и состоит, что ему дан удивительный дар и право невероятной свободы выбора самого себя, выбора, кто он есть. … Божий замысел дать нам полную свободу — абсолютную, тотальную свободу выбирать, кто мы есть каждое мгновение, каждый миг своего бытия. Вот об этом-то и речь, что ты все время в поиске» (Андрей Звягинцев из интервью Радио Business FM).

«Человек есть усилие быть человеком» (Мераб Мамардашвили).

Как порой не хочется делать выбор. Вот было бы здорово, чтобы кто-нибудь подсказал или сделал его за нас, а может, немного подождать и все само собой разрешится? Хорошо бы его вообще не было, этого самого выбора. При этом, когда слышим анекдот про Ивана Царевича, когда на его пути возникает камень с надписью: «Извини, друг! Без вариантов!», смеемся, а через мгновение можно ощутить и ужас. Как это «Без вариантов» ?! В чем же тогда смысл моего пути, если все за меня уже решили?! Вот такой противоречивый «Царь природы» — Человек.

Ведь только собственный выбор, при котором пришлось приложить усилие, свободную волю приносит удовлетворение, и предоставляется возможность его присвоить, взять в свой жизненный опыт. Это придает смысл, много сил и энергии, поднимается самооценка. Смотришь, и человек уже не просто идет по ровной плоскости, а поднимается на одну ступеньку. Куда? У каждого своя цель. Выбор за вами.

В этот раз для меня был абсолютно новый опыт: новая встреча, новое пространство, новые люди, иной день. Собирались долго. В итоге, собралось четверо участников, попутчиков, которые вечером среды последнего дня весны стали исследователями такой непростой темы – темы выбора.

Три раза я произносила одни те же слова, с приходом каждого нового участника: «Итак, мы начинаем…». Очень не хотелось мне говорить только о методах, способах, которые можно найти в интернете. Не хотелось, чтобы новая группа превратилась в тренинг, лекцию, семинар, терапию. Хотелось сохранить формат поддержки, обмен личным опытом, дискурса, при котором возможно выработать свой собственный алгоритм принятия решения; свои способы совладения со страхами и сомнениями, которые неизбежны. Все это даст возможность почувствовать себя сильным, а не беспомощным; на другом же полюсе – уязвимым, а значит живым, и главное —  неодиноким.

«Плакала капля воды: «Как он далек Океан!»
Слушая каплю воды, смехом вскипел Океан.
«Разве не все мы с тобой, — капле пропел Океан, —
Малой разделены чертой? «- капле гудел Океан… » (рубаи О. Хайям)

Благодаря тому, что мы долго собирались, и с каждым новым участником группа принимала иную форму, мне удалось избежать голой теоризации. Ура! В итоге, мы вышли на живое общение, в котором много поддержки. Теперь можно и теории, теории, которая мне близка, которую я использую в своей практике и жизни, которой готова делиться с радостью. По просьбе участников встречи включаю в отчет.

С выбором мы в своей жизни сталкиваемся постоянно, практически в каждое мгновение. Только подход в выборе разный, в зависимости, с чем он связан. Что мне сейчас съесть, и хочу ли я есть, может, я просто хочу пить? Или я вообще-то тревожусь, и мне нужно утешение, а вовсе не кусок торта. Какую работу выбрать, чтобы через некоторое время не столкнуться с проблемой ненавистных понедельников? Или, лишь бы платили столько-то, остальное можно и потерпеть? Но есть в жизни и очень важный выбор, например, идти мне на эту операцию? А если я поступлю так-то, не вступлю ли я в конфликт с собственной совестью?

Выбор зачастую осуществляем мы в одиночестве. Даже, когда спрашиваем совета, выслушав разные мнения или одно, значимого нам человека, окончательное решение принимаем мы все равно единолично. Никто не может сделать выбор за нас. Во всяком случае, мне не приходилось сталкиваться с чем-то вроде: «Иванов выбирает сейчас то-то…, — а Иванов про себя размышляет, — Что происходит?! Я не этого хотел!».

Пока мы совсем маленькие, нам бывает трудно определить, что именно мы хотим, тогда наши родители пытаются нам помочь, решают за нас. Хорошо, если угадают, мы радуемся, а если не совпало, возмущаемся, кричим, капризничаем. Ох, как мы начинаем сопротивляться, когда взрослые продолжают решать за нас после того, как мы в полной мере освоили фразу: «Я сам!». Сигнал того, что с ребенком необходимо уже считаться. Можно потихоньку ребенку предлагать делать выбор: «Что ты будешь на завтрак: кашу или йогурт? А что оденешь в садик: Платье в горошек или этот сарафан?». Вначале пути выбор ограничен, затем расширяется. Если все решать за ребенка, он так и не научиться брать ответственность; будет бояться ошибиться.

Выбор часто сопряжен со страхами. Это правда. Но куда больший страх вызывает это самое: «Без вариантов!». Что же это за страхи такие? При жизненно важных решениях возникает, так называемая, экзистенциональная тревога, о ней много писал Ролло Мэй. Данная тревога является путеводной звездой для определения вектора движения человеку. Экзистенциональная тревога берется из нашей аутентичности (подлинности) и не равна невротической тревоге. Первая способна оказывать помощь при выборе, вторая парализует наши действия, что может увести от проживания собственной жизни.

Выбор связан с усилием, выходом за рамки привычного, что позволит увидеть новое. Есть даже такое выражение: «Бойтесь комфорта». Для тренировки рекомендуется, например, периодически с работы добираться разными маршрутами; ездить в отпуск в разные места, и не все досконально планировать, оставлять пространство для спонтанности и т.п. Это позволит расширить границы сознания.

И все-таки почему нам так трудно делать выбор даже в простых ежедневных потребностях? Зачастую выбор сопряжен с тем, что выбирая одно, мы говорим «Нет» другому. Трудно отказываться от значимых нам вещей. Если у человека выстроены его потребности и цели иерархически, т.е. их можно представить в виде пирамиды, тогда легче будет определить приоритеты выбираемого. Решение принимается в пользу того, что ближе расположено к нашей главной (наивысшей) цели. Тому, что расположено ниже, говорим: «Нет!». Но, бывает, когда выбор совершается между равнозначными целями. Тогда, говоря одному: «Да» и, приближаясь к нему, возникает тревога и сопротивление в отношении отказываемого. Такой выбор сопряжен со страданием и внутренним конфликтом. Как же быть?

Иногда необходимо отказаться от выбора, точнее взять Time Out. Время в этом случае будет союзником человеку. За это время ситуация может проясниться. Давать себе время, доверять своей интуиции – ценные качества и навыки. Следует не путать все вышесказанное с избеганием в принятии решений. В первом случае, когда человек берет паузу, он совершает осознанный выбор. Человек встречается с собой, взвешивает все «За» и «Против», оценивает ситуацию, риски, и волевым решением выбирает взять Time Out. А то, о чем мы избегаем думать, начинает «навязывать себя сознанию», что вызывает тревогу и забирает наши силы.

Приведу несколько шагов на пути по принятию решения.

  1. Необходимо оценить на каком уровне пирамиды, лестницы наших ценностей находится данный выбор. Что ниже, а что выше?
  2. Оценить важность и необходимость?
  3. Проиграть, что будет после принятия решения в первом, во втором, в третьем и т.д. случае (выбор происходит не всегда между двумя событиями). Это позволит снизить уровень тревоги, ведь сознание примет данное событие, как свершившийся факт. «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».
  4. Оценить: выбранное приблизит меня к основной цели или отдалит? Дело в том, что если решение приводит нас к нашей основной цели, то все остальное складывается само собой и то, чему было сказано «Нет» войдет в нашу жизнь естественно и просто. Правильный выбор дает чувство облегчения.

Случается, что не желая делать выбор, человек вступает с собой в торг. Начинает решения перекладывать на гадалок, гороскопы и т.п. Может обманывать сам себя. Бывает сложно выбирать, т.к. приходится проявлять волю, а она не сформировалась с детства. Самые сложные ситуации для человека, когда он и не знает, чего хочет или хочет всего и сразу. Помните: «Во-первых, пирожного! …Во-вторых, конфет! … А в-третьих, мороженого…».

У Уильмома Джеймса описано 5 типов решения.

«1.Разумное решение, при котором рассматриваются аргументы «за» и «против», и выбирается одна альтернатива. Решение принимается с ощущением того, что мы свободны.

2.Волевое решение, которое требует напряжения, включающее в себя ощущение «внутреннего усилия». «Медленное, глубокое движение воли». Это редкий вариант решения, — близок к экзистенциальному решению.

3.Дрейфующее решение, при котором нет решающего довода в пользу какого-либо образа действия, любой кажется хорошим, и мы испытываем усталость или разочарование по поводу этого решения. Мы принимаем решение, позволяя себе дрейфовать в направлении, как будто случайно определенным извне.

4.Импульсивное решение. Мы чувствуем себя неспособными решить, и выбор кажется таким же случайным, как и при дрейфующем варианте. Но ответ приходит изнутри, а не извне. Мы воспринимаем себя действующими автоматически и импульсивно.

5.Решение, основанное на изменение точки зрения. Это решение часто возникает внезапно и является следствием какого-либо важного внешнего опыта или внутреннего состояния».

Только первый и второй включают в себя волевое усилие. «Воля – это действительно сила. … Если я не хочу, ничего нельзя сделать» (Альфрид Лэнгле). Попробуйте провести такой эксперимент. Разделите листок на две половинки. В одну запишите все, что вы хотите. Например, выучиться игре на гитаре, владеть свободно английским языком и т.д. А во торой половине проставьте сколько вы занимаетесь языком, игрой на гитаре в день, неделю, месяц (выбор за вами). Как вам получившаяся картина? А теперь вопрос. Вы уверены, что именно этого хотите? Задайте себе следующие вопросы: «Это мой выбор или чей-то? Кому это нужно? Кто это оценит? Для чего мне это?». «Воля – это способность человека давать самому себе задания. … Благодаря воле я освобождаю свою внутреннюю силу для какого-то действия» (Альфрид Лэнгле). Таким образом, если мы действительно чего-то хотим и оно для нас важно, т.е. наделено определенным смыслом, необходимо проявить волю и начать действовать. Можно написать шаги по осуществлению желания, превратив его в цель. «Если действительно чего-то хочешь, пройдешь тысячи километров и станешь основателем университета в Москве, как Ломоносов» (Альфрид Лэнгле). Конечно же еще важно помнить, что те желания можно осуществить, которые человек может сделать. Если не может, оценить, что мешает, какова их реалистичность? Возможно необходимо подучиться или еще чего, а может, задуманное вовсе нереально?

Подсказки на запрос «Что выбрать?» приходят не только, когда мы советуемся с кем-либо, усердно думаем, задействуя весь свой опыт, но и когда рисуем, слушаем музыку, созерцаем природу. Решение требует концентрации и вовлеченности человека.

Есть еще такая замечательная техника, как фокусинг. Представлю шесть шагов фокусинга Юджин Т. Джендлин со своими комментариями. Эти 6 шагов описаны в материале, который вы найдете в ссылках, приведенных ниже.

1 шаг. Освобождение места. «Как поживаешь?» «Что мешает тебе чувствовать себя отлично?» Не отвечайте, пусть ответ даст то, что произойдет из вашего тела. Не погружайтесь ни во что. Приветствуйте каждую проблему, которая появляется. Откладывайте их в сторону, рядом с собой. «Помимо этого, все хорошо?»

Вопросы можно задавать любые, смотря что вы хотите прояснить для себя. Что меня тревожит? Чего я боюсь? Ответы можно записывать, пусть их будет много. Можно их просматривать мысленно, про себя, но безоценочно. Помните, как в фильме «Пятый элемент» главная героиня знакомилась с информацией Землян? Вот и вы этот самый главный герой своей жизни.

2 шаг. Осязаемое чувство. Выберите одну проблему для фокусинга. Не идите вглубь проблемы. «Что вы чувствуете в своем теле, когда вы вспоминаете всю проблему целиком?» Ощутите все это, ощущайте всю эту вещь, туманный дискомфорт или неясное телесное ощущение этого.

Тот ответ, который вам наиболее откликнулся не расщепляйте на части.

3 шаг. Трактовка. Каковы свойства осязаемого чувства? Какие слова, фраза, образ исходят из осязаемого чувства? Какое прилагательное лучше всего подойдет?

4 шаг. Резонанс. Сличайте слова (или образ) с осязаемым чувством. Подходит? Если подходит, убедитесь в этом несколько раз. Если осязаемое чувство меняется, следите за этими изменениями. Когда вы достигнете идеального совпадения, слова (образы) будут точно соответствовать чувствам, побудьте с этим минуточку.

Это похоже на мозаику или пазл. Подбирайте, ищите, собирайте. Что наиболее откликается вам под описание того чувства? Меняется ли оно, когда вы за ним наблюдаете?

5 шаг. Вопрос. «Что во всей этой проблеме заставляет меня быть таким…?»

6 шаг. Получение. Приветствуйте то, что к Вам пришло.

Попробуйте на основе предоставленного материала составить свой личный алгоритм по принятию решения. В процессе обсуждения на группе и, опираясь на мой личный опыт, приведу, что получилось у меня.

  1. Концентрация на выборе/проблеме.
  2. Довериться себе и окружающему. Задействовать весь свой опыт по данной теме.
  3. Признать себя свободным в принятии решения. Но следует помнить, что свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого.
  4. Какова мотивация? Найти ее. Замотивировать себя.
  5. Оцениваем свои возможности. Могу ли я это осуществить на сегодня? Обладаю ли ресурсом? Чего мне не достает для осуществления?
  6. Проявляем свободную волю, т.е. действую, признавая свою ограниченность.
  7. Пережить положительные чувства, удовольствие от принятого решения. Мое решение – это только мое решение. Только сам человек знает, что ему нужно, что для него ценно, если он себя считает взрослым, и берет ответственность.

мы не принимаем волевых решений, потому что боимся, выбрав нечто одно, потерять другое, и чувствуем себя слишком неуверенно, чтобы рисковать.

Закончить хочу словами Ролло Мэй: «Во времена королевы Виктории существовало убеждение, что в жизни есть только одна настоящая проблема — принятие рационального решения относительно того, что следует делать; воля же — это «сила», которая заставляет нас выполнить решение. Сейчас речь идет уже не о том, чтобы решить, что следует делать, а о том, чтобы решить, как принять решение. Стало быть, под сомнение поставлена сама основа воли…

Является ли воля иллюзией? Многие психологи и психотерапевты, начиная с Фрейда, утверждают, что так оно и есть. Термины «сила воли» и «свободная воля», в обязательном порядке присутствовавшие в словарном запасе наших отцов, почти полностью выброшены из современных ученых споров; или же эти слова употребляются просто в насмешку. Люди отправляются к терапевтам в поисках замены утраченной ими воли: они либо хотят узнать, как заставить «бессознательное» управлять их жизнью, либо хотят научиться новейшей технике психологической обработки, чтобы вновь обрести возможность вести себя подобающим образом, …»  («ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ» в переводе О.О.Чистяков и А.П.Хомик).

Рекомендуемый материал по теме:

http://hpsy.ru/public/x5920.htm

http://www.matrony.ru/alfrid-lengle-pochemu-ya-ne-delayu-to-chto-hochu/

http://hpsy.ru/public/x6254.htm

Роберт Эммос «Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности» (2004 г.)

А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы».