— Марина Рис, координатор группы Добровольческого движения Даниловцы
в Психоневрологическом интернате №30
Это арт-занятие мы провели в двух ПНИ: в 30м, с группой волонтеров «Даниловцев» и 11м, с группой фонда «Просто люди».
Это не столько рисование, сколько магический ритуал, требующий и труда, и свободы, и терпения, и воображения. И хотя все делают одно и то же, работы получаются абсолютно разными. Техника подходит даже для самых маленьких детей или, в нашем случае, для взрослых людей с задержкой умственного развития. Рассказываю.
Хорошую бумагу для акварели размера А4 приклеиваем бумажным строительным скотчем на столах со всех четырех сторон так. Это важно сделать, чтобы границы листа расширились, и ребята не боялись испачкать стол.
Затем берем широкую кисть и закрашиваем бумагу белой гуашью довольно густо, то есть практически не мочим кисточку. Это, казалось бы, бессмысленное занятие: белый лист закрашивать белой краской, но какой-то этом есть особый кайф. Был лист чужой и сухой, а теперь это – мое живое, теплое пространство, мое белое поле. Поспрашивайте, что ребята чувствуют при этом, это очень интересно…
После этого той же кистью по очереди аккуратно брызгаем на лист желтой, красной и синей/голубой краской. Желательно не перемешивать пятна, брызгать вразнобой. Важно также не переборщить с синей краской, поэтому следите за временем: одну минуту – и достаточно. Брызги – очень веселая техника: все сразу начинают переговариваться, двигаться, вскрикивать, спрашивать «так правильно?». Походите, посмотрите, похвалите: уже на этом этапе очень красиво получается!
Дальше как следует моем кисть и сверху, линия за линией, размазываем брызги по листу. Получаются розовые, оранжевые, фиолетовые, зеленоватые и голубоватые разводы, в которых можно увидеть рассвет, горы, поля, реки…
На этом этапе могут быть сложности: если чувствуем, что получается темновато (это все синяя!), то кисть споласкиваем после каждой линии. Ни в коем случае не развозим краску по листу: сразу очень скучно получается. Если все же получился бурый рисунок, его можно быстро исправить: промокнуть салфеткой, еще раз быстро пройти белой краской, сверху накапать немножко желтой и красной краски и слегка растушевать. Получится закат. Хотя я люблю, когда кто-то делает «ошибки» в этой технике, например, начинает делать волнистые, диогональные линии или большие пятна: так еще интересней!
Налюбовавшись, делаем перерыв 10 минут, чтобы рисунки подсохли. Тут хорошо подвигаться, дать выйти энергии, которую мы получили. В ПНИ мы ходили по свободному пространству, обходили препятствия, подвигались по кругу, сохраняя расстояние между людьми и перебегая в свободные окошки.
Вернувшись к рисункам, берем тонкую кисточку (№2 или №3) и рисуем дерево черной краской. Ничего, если рисунок чуть мокрый, тогда деревья получатся серыми в разводах.
Если осталось время – то можно пойти дальше и нарисовать зеленые листочки. Мы в ПНИ№30 смешивали желтую и синюю краску, чтобы у каждого получился свой неповторимый зеленый цвет. Еще немного даем подсохнуть и открепляем скотч: получилась очень аккуратная белая рамочка, которая придает рисункам завершенность. Весна в разгаре!
Знаете, большинство людей в ПНИ не умеет ценить и любить себя, поэтому и к своим рисункам они относятся равнодушно: нарисовали и бросили. Кроме того, их негде хранить, ведь у человека личного пространства – тумбочка и полка в шкафу. Поэтому для нас всех большая радость, когда кто-то из подопечных берет свои работы с собой. И в этот раз таких было несколько в каждой группе! Ура!
Чтобы даниловцы продолжали посещать ПНИ №30, нужна ваша помощь!
Пожертвуйте!