Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.


Алена ШтыринаВолонтерская группа в отделении микрохирургии РДКБ

Алена Штырина — координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии Российской детской клинической больницы. Русист, окончила филологический факультет РУДН, преподает русский язык для иностранцев. К Даниловцам присоединилась осенью 2009 года, через 2 года возглавила волонтерскую группу в отделениях нефрологии и гинекологии в РДКБ. Добровольчество для Алены – радость, друзья и смысл. Опыт волонтерской деятельности 6 лет.

 

Каждое воскресенье в 15.30 волонтеры встречаются у гардероба в 3-м корпусе Российской детской клинической больницы. Нужно быть обязательно здоровым, даже без насморка или кашля. С собой нужна сменная обувь.

Мы — Даниловцы. В нашем движении много верующих людей. Для нас важно перед встречей с детьми помолиться, попросить помощи Божьей нам и здоровья для наших маленьких друзей. Поэтому мы все вместе совершаем краткую общую молитву до и после посещения детей.

Затем поднимаемся на 6 этаж в больничное отделение, берем ключи от игровой и все вместе обязательно идем мыть руки. Далее готовимся к встрече с детьми. Достаем коробки с разными материалами, подготавливаем игровую, накрываем столы скатертями. Я в это время прохожу по палатам и приглашаю детей. Стучу в дверь палаты: «Здравствуйте, мы волонтеры. Ждем вас в игровой.» Как правило, это не вызывает вопросов, нас знают. Если планируется какой-то мастер-класс, или что-то особенное, я об этом сразу же объявляю.

К нам в игровую всегда приходит много детей разного возраста. Знакомые нам детки сразу садятся за столы. С новичками волонтеры знакомятся примерно так:
— Привет, меня зовут Алена. А тебя как?
— Вася.
— Чем ты хочешь заняться – рисовать/лепить и т.п.?

Очень важен акцент на желаниях детей. Мы всегда исходим из того, что хочет ребенок. Чем ему хочется заниматься, то мы вместе и делаем. Если ребенок сразу говорит, что он любит рисовать, то мы рисуем. Если он не может определиться, то мы рассказываем, чем можно заняться: делать аппликации, открытки, поделки, фенечки т.д. Лучше всего провести ребенка и показать. Когда он видит, чем занимаются другие, он выбирает интересное для себя занятие и включается в общий процесс.

Для нас, волонтеров, есть правило — ни в коем случае нельзя обесценивать. Что бы и как ни делал ребенок – всегда нужны поощрительные слова. Недопустимо говорить, что он сделал что-то некрасиво или у него что-то не получилось. Нужно всегда поощрять.

Важно учитывать возраст ребенка. Малыши любят рисовать или лепить. Детям постарше интереснее различные мастер-классы, открытки, феньки, оригами, настольные игры и т.д.

С детьми мы занимаемся примерно полтора часа. За десять минут до окончания времени я встаю и громко объявляю: «У нас осталось десять минут!» Мы заканчиваем работу с детьми, потихоньку собираемся. По окончании убираем все обратно в коробки, подметаем полы, убираем следы от пластилина. Приводим игровую в идеальный порядок. Часто смеемся: «игровая после нас чище, чем игровая до нас».

 

Об особенностях детей.

Отделение по-другому называется «пластика». Дети в этом отделении психически абсолютно здоровы, их проблема во внешности. Здесь лежат дети с серьезными деформациями лица и тела. В основном это вызвано врожденными заболеваниями, либо ожогами. А так, это обычные дети, которые хотят общаться, смеяться и играть!

Поскольку проблемы детей именно в деформациях внешности, у нас есть ключевое правило — волонтер ни в коем случае — ни взглядом, ни поведением —  не должен показать, что ему неприятно или он боится. С каждым новым волонтером я обязательно проговариваю это заранее и готовлю его к встрече с детками. Один наш доброволец как-то очень точно заметил: первые несколько минут ребенок тебя сканирует, проверяет, как ты реагируешь на его внешность. И когда он понимает, что все нормально, он уже раскрывается, расслабляется, и дальше происходит совершенно обычное общение, как с обычными детьми.

Конечно, в больнице дети чувствуют себя более-менее среди равных – все с такими проблемами. Но, страшно представить, как такой человек чувствует себя, например, в школе, на улице. Для таких детей очень важно доброе внимание молодых людей, которые общаются спокойно, свободно, без какого-то кривого взгляда, слова и т.д. – на равных. Такой опыт очень полезен детям.

Если новый волонтер никогда не общался с детьми в больнице и сильно переживает по этому поводу, я говорю о том, что с ними нужно общаться как с равными. Привожу примеры из волонтерской жизни. Например, с малышами либо сюсюкают, либо говорят с позиции «сверху». Это нехорошо. Мы же предлагаем диалог с детьми на равных, с уважением и вниманием к ним.

Что конкретно мы делаем?

Малыши больше всего любят просто вазюкать красками или фломастерами, или карандашами по бумаге. Для совсем маленьких радостно просто брать краски (гуашь) и водить по альбомному листу. Мы, волонтеры, тоже так пробовали! Это дает добрый терапевтический эффект.

Потрясающая вещь — пластилин. Если малыши сами из него лепят что-то, это замечательно. Если же ребенок говорит, что он хочет лепить, но не умеет, мы предлагаем ему картинки для лепки – замечательное подспорье для волонтера.

На встречах популярны раскраски, которые дети разукрашивают всем подряд: фломастерами, карандашами, красками и тем же пластилином.

Делаем аппликации из цветной бумаги — вырезаем бумажные фигурки и наклеиваем на картон. Для тех, кто не умеет рисовать, у нас есть трафареты для рисования.

С детьми постарше (а также с мамами) мы делаем открытки. За основу берем цветной картон. Открытки всегда получаются индивидуальные, интересные, у каждого человека она своя.

Также плетем фенечки, бусы. Делаем различные поделки из бумаги, картона. Пластмассовые стаканчики, рюмочки, тарелочки — все это подспорье для нашего творчества. У нас много швейной фурнитуры, пайеток, звездочек, сердечек, куча разных блестяшек, с помощью которых можно украсить пластилиновые фигурки, открытки, аппликации и т.д.

Из пластилина, цветной бумаги и картона можно сделать миллион разных поделок. Было бы только желание. Из обувной коробки, к примеру, при наличии цветной бумаги получается потрясающий аквариум. Все зависит от фантазии волонтера и ребенка.

Если мы приносим что-то не из магазина – например, кленовые листья, желуди, шишки —  то это предварительно надо помыть в теплой мыльной воде и высушить, и только потом нести к детям.

На Новый год мы приносим пластмассовые шарики, из которых делаем елочные игрушки и снеговики. На Пасху приносим деревянные яйца и фигурки для раскрашивания.

И все же, не смотря на разнообразие творчества, надо помнить, что для ребенка часто достаточно просто присутствие заинтересованного волонтера рядом, который уделяет ему внимание.

 

О правах, обязанностях и правилах

Просто так, с улицы, в волонтерскую группу попасть нельзя. Надо не только заполнить анкету и пройти общее собеседование в «Даниловцах», но и встретиться предварительно со мной — координатором. Порой такая встреча-беседа может занять час-полтора. За это время я успеваю не только познакомиться, подробно рассказать о работе волонтерской группы, но и ответить на многочисленные вопросы. Важной темой собеседования являются права и обязанности.

Первая обязанность — ответственно относиться к посещению детей и оповещать меня о своих планах. Мы посещаем детей в воскресенье днем, поэтому в субботу вечером или в воскресенье утром каждый волонтер обязан прислать мне СМС о том, придет он или нет. Я не прошу мне ничего объяснять и тем более оправдываться. Мне нужно, чтобы человек не чувствовал себя обязанным прийти во чтобы то ни стало. Если не может прийти, пусть напишет: «не приду» и все.

Также волонтер, желающий прийти к детям, должен отказаться от посещения в случае болезни или даже подозрения на болезнь. Риск заражения детей от волонтеров должен быть минимален.

Волонтер также должен понимать, что с любыми вопросами, недопониманиями, проблемами, связанными с волонтерской деятельностью, он должен обращаться к координатору волонтерской группы, в данном случае ко мне. Для всех волонтерских проблем есть координатор. Я же, в свою очередь, приму решение, как нам быть в том или ином случае. Я всегда доношу этот пункт предельно четко. Моя задача в том, чтобы волонтеры ощущали, что рядом есть координатор.

При первой встрече с волонтером я проговариваю, что пока новичок не побудет в группе, пока не посмотрит на детей, он не может принять решение — оставаться ему или нет. В «Даниловцах» много разных волонтерских групп. Если кому-то не приглянулась наша группа – он волен свободно перейти в другую.

Для меня важно донести до волонтеров и то, что ребенок может вести себя странно, даже агрессивно, грубо, хотя таких конечно очень мало. Все может быть. Ребенок может даже оскорбить волонтера. Но, волонтер ни в коем случае не должен себя чувствовать жертвой, которая принесена ради благого дела. Часто думают, что если дети болеют, то им все можно. Это неправильный взгляд. Волонтер должен уважать свои границы и должен уметь сказать: «Мне неприятно, что ты так говоришь или делаешь. Если будешь себя так вести, я не буду с тобой общаться». Если что-то такое происходит во время встречи с детьми и волонтер растерян, он может как-то дать мне знать, я всегда подойду и помогу.

Сложная тема отношений матери и ребенка. Бывает, что мать сидит с ребенком, и ведет себя очень своеобразно. Может даже сказать ребенку: «Ну кто так рисует? Такого не бывает. Ты не можешь этого, ты не можешь того». Новички-волонтеры должны знать заранее, что непросто такое наблюдать, но вмешиваться нельзя. Это не наш ребенок, а ее. Мы приходим раз в неделю на час другой, поэтому у нас позиция такая: ни в коем случае не воспитываем, не вмешиваемся во внутрисемейные «разборки». Максимум что мы можем – переключить внимание матери. Мама говорит: «Лошадь не бывает красного цвета». Мы можем сказать, что рисуем сказочную лошадь. Или, что я, например, очень люблю лошадей с красным оттенком.

Право волонтера — заниматься с детьми. Ради этого он и пришел. И мы — координатор и руководство волонтерского движения — обязаны организовать и обеспечить эту встречу. Сам творческий процесс полностью зависит от волонтеров. Любые мастер-классы, творческие идеи, праздники — все в их руках. Я всегда это проговариваю: «То, чем волонтеры занимаются с детьми — зависит от вас, волонтеров». Хочешь что-то сделать/провести какой-либо мастер-класс — пожалуйста, только предупреди координатора, то есть меня заранее. Все же ответственность за весь процесс на мне. И надо помнить, что мы в больнице, и, следовательно, есть определенные запреты и ограничения.

Текст подготовлен к публикации Мариной Белокопытовой и  Юрием Белановским



Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI