Информационный портал AIF.RU опубликовал статью руководителя Добровольческого движения «Даниловцы» Юрия Белановского.
Какими могут быть волонтерские центры в России?
Какое главное препятствие, чтобы стать волонтером? Незнание «где?», «как?» и «с кем?». Поэтому давно обсуждается идея волонтерских центров, своего рода «службы одного окна».
Пришел человек, записался и пошел, как говорится, творить добро. Но таких «чудес» пока в нашей стране нет.
Каким бы мог быть волонтерский центр сегодня? Вот, что говорит мне почти уже шестилетний опыт работы добровольческого движения «Даниловцы».
Волонтерский центр в современных условиях не может быть создан государством (к примеру, как государственное бюджетное учреждение). Государственные задачи вполне специфичны и далеко не всегда коррелируют с темой оказания реальной помощи. Это, кстати, мы поняли благодаря законопроекту о волонтерах.
Одна из приоритетных задач государства — занятость молодежи, неучастие ее в «плохих делах». Не менее актуальная — снятие нагрузки с бюджета через «бесплатную рабочую силу». Не раз даже депутаты говорили, что хотели бы увеличить количество волонтеров в десятки раз. Нельзя забывать и про «теневые» задачи в госструктурах — освоение бюджета. Волонтерство в этом контексте — не более, чем производная или средство. Вопросы непосредственной помощи или решения социальных проблем, ради чего, собственно, и существуют добровольцы, госмашину не интересуют. При этом, конечно, у некоторых государственных структур есть свой уникальный добрый опыт, который мог бы быть полезен в волонтерских центрах.
Итак, волонтерский центр — это организация, где желающие оказывать помощь (волонтеры, добровольцы) встречаются с теми, кому нужна помощь и кто готов организовать их труд (представители больницы или благотворительного фонда). Волонтерский центр — это место встречи волонтера и той организации (или волонтерской группы), где он может работать.
Центр — это знак качества и добровольцев, и организаций. Если волонтер пришел в детский дом или больницу, то нужно быть уверенным, что он прошел первичную проверку, профориентацию и, если необходимо, обучение. Когда добровольцу предлагают вакансию в фонде, то он должен знать, что предложение исходит не от шарлатанов, а от организации, поддерживающей стандарт работы с волонтерами.
Волонтерский центр может быть построен только на принципах свободы выбора со стороны добровольцев, доверия к ним и партнерства. При этом он сам не может и не должен реализовывать волонтерские проекты. Не может и не должен откликаться на социальные проблемы, какими бы они ни были. Волонтерский центр — не «работодатель» для волонтеров, иначе он быстро распухнет и потеряет свою компетенцию. Основной его смысл — быть гарантом и для добровольцев, и для организаций, чтобы их встреча была подготовленной и привела к эффективному сотрудничеству.
Конечно, центр может и должен помогать в создании новых волонтерских групп и сообществ. Но при этом он должен откликаться на уже существующую инициативу, предоставляя не только волонтеров, но и профессиональную поддержку и опыт.
Таким образом, у волонтерского центра две аудитории. Первая — собственно волонтеры, которых надо привлечь, обучить, помочь с профориентацией и направить в выбранное ими место. Вторая — представители организаций (где трудятся волонтеры), то есть, ответственные за волонтерскую работу на местах. Они так же нуждаются в обучении, поддержке, в том числе, психологической, обмене опытом и совместных проектах. Организация, не представившая своего полномочного представителя и не готовая поддержать добровольцев ресурсами, не может сотрудничать с волонтерским центром.
Практические задачи волонтерского центра в отношении добровольцев таковы: реклама, привлечение, проверка и отбор, профориентация, предложение конкретных вакансий, начальное обучение (в тех областях, где это необходимо), специальное обучение действующих добровольцев. В отношении организаций — обучение ответственных за волонтерство, помощь в организации волонтерского труда в соответствии со стандартом, создание профессионального пространства общения и обмена опытом, совместные проекты.
Поскольку волонтер долго и эффективно работает только в той области, что сам выбрал, то волонтерский центр должен предоставлять максимально возможный спектр подготовленных вакансий. Не список детских домов и больниц, где волонтеров ждут, как дармовую силу, не понимая, что с ними делать, а достаточное количество проверенных и серьезных организаций.
Но работа будет эффективной только в том случае, если центр будет сотрудничать исключительно с заинтересованными организациями (добровольческими группами), где не только нужны волонтеры, но где готовы в них вкладываться. Запросы типа «пришлите волонтеров» абсолютно исключены! Важнейшим условием должно быть наличие в такой организации ответственного человека, отвечающего за работу, обучение и поддержку волонтеров.
Я абсолютно уверен, что центр может быть создан или учрежден прежде всего крупными авторитетными НКО, имеющими проверенный временем опыт работы с волонтерами в разных областях. Таким образом, будет закрыт начальный спектр вакансий, задан стандарт работы и решен вопрос компетенции и профессионализма центра и его сотрудников.
Для понимания, о чем идет речь, достаточно перечислить названия и область работы наиболее известных волонтерских организаций: Фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам» и «Клуб волонтеров» — помощь сиротам, «Лиза Алерт» — поисковые отряды, «Старость в радость» — помощь и забота о стариках, «Даниловцы» — больничное волонтерство, «Друзья на улице» — помощь бездомным.
Вероятно, что волонтерский центр может быть создан по аналогии с «Координационным центром национального домена сети интернет» как партнерство НКО, бизнеса и государства. У каждой стороны тут может быть свой интерес и своя область ответственности. Даже у бизнеса. Трудно найти более ясную и привлекательную тему для реализации корпоративной социальной ответственности.
Кстати, сегодня уже есть сообщество, которое могло бы лечь в основу такого волонтерского Центра. Это проект VOLONTER.RU.
http://www.aif.ru/opinion/1019723