В апреле этого года Департамент социальной защиты правительства Москвы спустил в социальные и медицинские учреждения весьма интересный регламент, касающийся деятельности волонтеров НКО и благотворительных организаций. Всем этим учреждениям города отныне предписывается неформально взаимодействовать и выстраивать рабочие отношения с НКО. Заявленная цель документа – достичь наибольшего взаимодействия. Опрошенные «Милосердием» представители НКО в оценках разошлись. Наряду с другими экспертами, свое мнение высказал и руководитель «Даниловцев«.
О регламенте взаимодействия волонтеров и государства
В теории вроде все хорошо. Перед волонтерами вроде бы открываются еще большие возможности, но на практике, на мой взгляд, прав больше получается у госучреждений. Предложенные «сверху» условия сотрудничества с волонтерами плохи не по своей идее, а из-за непонимания чиновниками самой природы благотворительных и волонтерских организаций. Регламент на практике — это не более чем условия допуска НКО в учреждения, формализация отношений.
Общая логика подхода чиновников – они свалили этот регламент на голову госучреждениям и сказали, что подчиняться им, госучреждениям, теперь должны НКО. Не смотря на слова в регламенте, именно подчиняться, ибо иначе НКО откажут. А госучреждения, в свою очередь, должны теперь отчитываться перед департаментом Москвы о результатах своего сотрудничества с НКО. Это нечто далекое от партнерских отношений ради благополучия подопечных. НКО воспринимается как пассивный игрок, которого следует встроить в общую логику чиновников.
Ситуацию чиновники представили так, словно НКО — это такие «клоуны» и «денежные мешки», которые от нечего делать рвутся в госучреждения помогать. Ну, мол, и пускай рвутся и приходят, но играть мы, чиновники, будем только в одни ворота. И волонтеры должны доказывать, что они не «верблюды».
Кстати, никакого публичного обсуждения этого регламента не было. Обсуждение проходило в узкой группе людей, где присутствовали некоторые представители НКО, но критической массы не было. И теперь для того чтобы предложить свое понимание, свои поправки, свои аргументы, нужно, что называется, бодаться.
Что касается конкретно регламента, то я оттуда так и не понял, какие у меня, представителя НКО, полномочия. Похоже, серьезных прав и полномочий нет. Написано в частности, что представители НКО могут входить в попечительский совет учреждения, но подтверждающего документа о том, что я вошел в Совет, не будет. Получается, что от человека ждут некоего участия и работы, принятия ответственных решений, но в любой момент может оказаться, что он — «никто». Вдруг нужно принять решение, с которым НКО-шник не согласен?
Еще на практике, ссылаясь на регламент, сотрудники госучреждений настаивают, что волонтеры должны предоставлять свои личные паспортные данные. Но простите, это противоречит закону, ибо одна организация не может предоставлять другой личные данные. Противоречит и самой природе волонтерства. Люди ведь изначально доверились благотворительной организации и приходят к детям, к старикам, а не к чиновникам.
Теперь прививки и анализы. Их, согласно регламенту, теперь необходимо делать вне зависимости от того, что делают волонтеры: играют с детьми, гуляют, помогат персоналу в уходе за больными, красят заборы. Нет градации деятельности и соотнесенной с ней градации анализов и прививок. В любом случае, если мы говорим о человеческом партнерском сотрудничестве, то чиновникам надо было сделать движение навстречу. Например, город может предоставить НКО несколько поликлиник, в которых волонтеры по упрощенной процедуре смогут проходить все медобследования. Причем, быстро за один день. Ведь все волонтеры работают, и каждый день в поликлинике — это отгулы за свой счет. Чиновники не назначили и переходного периода, хотя бы в течении 6-ти месяцев.
Итак, с одной стороны, хочется взаимодействовать, участвовать, сотрудничать. Я за партнерство. Но, с другой стороны, на практике такая возможность сегодня представляется непросто. Чиновники считают, что они нас НКО-шников этим регламентом облагодетельствовали, а мы при работе сталкиваемся с трудностями. При всем уважении к мнению чиновников, надо признать: они все-таки далеки от понимания внутренней работы благотворительных организаций. Не учтена сама природа волонтерства.
Мнения других экспертов см. на сайте «Милосердие-ру«: http://www.miloserdie.ru/articles/kak-rabotaet-novyj-reglament-vzaimodejstviya-volonterov-i-gosudarstva