Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даём ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Этим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные волонтеры, специалисты и эксперты.
Что такое волонтерская организация?
Нынче модно спонтанное волонтерство. Многие очень искренне, часто эмоционально откликаются на чужое горе, на какую-то общественную проблему. Так или иначе, как мотыльки в теплую летнюю ночь, вдруг возникают и так же неожиданно исчезают волонтерские группы или инициативы. Как бы ни была востребована и положительная такая волонтерская помощь, для нас этого мало. Мы думаем, вернее даже уверены, что волонтерство может быть серьезным, системным, организованным. На вопрос «Что такое волонтерская организация?» отвечают директор СВОДа Владимир Хромов и координатор по развитию волонтерского движения «Даниловцы» Анна Гарибян.
Владимир Хромов — директор Союза волонтерских организаций и движений (СВОД). По образованию экономист. Около 10-ти лет проработал специалистом в Сбербанке. 5 лет был волонтером группы «Доноры -детям» фонда «Подари жизнь». С 2008 по 2011 член правления, руководитель проекта развития госпитального волонтерства в благотворительном фонде «Подари жизнь». В 2010 вместе с руководителями наиболее известных московских волонтерских организаций создал СВОД.
Вопрос «Что такое волонтерская организация?» не юридический. Волонтеров привлекают к своей деятельности очень разные по своей правовой форме объединения и структуры. В российском законодательстве нет такого понятия, как «волонтерская организация».
Следует говорить вот о чем. Волонтерская организация — это прежде всего устойчивое сообщество волонтеров (или добровольцев, что одно и то же), существующее для помощи кому-то или для решения какой-то общественной проблемы. Волонтеры — такие люди, которые помогают своим личным участием. Их ресурс — их время, силы, умения, но никак не деньги.
Волонтерская организация характеризуется следующим:
Люди объединены и сплочены некими базовыми сущностными ценностями. Смысл их единства — не прибыль или иная личная выгода, а оказание добровольной помощи. Речь, к примеру, может идти о помощи детям с онкологическими заболеваниями. Есть ребенок, он болеет, ему нужны не только лекарства и врачебная помощь, но и кровь, досуг, творчество, самореализация. Помочь ребенку, дать ему все это — и есть ценность, ради которой волонтеры объединяются.
Волонтерская организация должна быть, простите за тавтологию, организованной. Как бы это для кого-то не звучало странно, но обязательно предполагается, что в сообществе волонтеров есть структура. Задачи и функционал должны быть распределены между людьми. Должна быть иерархия – она обычно складывается стихийно, и основана на неформальном лидерстве. Конечно, волонтеры — те, кто добровольно, на равных вступают в сообщество. Каждый из них сам по себе никому, ничего не должен. Но, даже в сообществе равных есть люди, которые готовы принимать серьезные решения и готовы нести большую ответственность.
Волонтерская организация не может существовать без наличия общих и признанных участниками подходов к принятию решений. В волонтерском сообществе, так или иначе, но все должны участвовать в жизни организации, пусть и через делегирование полномочий и ответственности кому-то. Только надо понимать, что это не клуб по интересам. Это сообщество ради общего дела. Следовательно, голос каждого важен. Однако для принятия решений более весом и серьезен голос тех, кто готов это решение реализовывать, кто готов ответственно вкладываться.
Волонтерская организация строится вокруг неформальных лидеров, ярких личностей, готовых вести за собой большинство. Безусловно, для осуществления благотворительной деятельности лидеры должны обладать формальными полномочиями и ресурсами. Но это вторично по отношению к харизме. Кстати, именно поэтому волонтерские сообщества очень разные. Они часто так или иначе выстроены вокруг лидера.
Основной ресурс волонтерской организации — люди, их отношения, их внутренние и внешние связи. Поэтому, волонтерская организация — самообеспечивающаяся во многом самодостаточная система, способная очень гибко приспосабливаться к любым обстоятельствам. Деньги и иные ресурсы очень важны, но они не являются принципиальными.
Хотя, конечно, как только мы начинаем говорить о систематической работе, профессиональном развитии, стабильности, то значение материальных ресурсов сильно возрастает. И не только. Два, от силы три года, это тот срок, после которого членам неформальной волонтерской организации придется остановиться и спросить самих себя: что дальше? Как нам жить?
Волонтерская организация на определенном этапе приобретает статус юридического лица (не важно, это благотворительный фонд, общественное движение или что-то иное), учится привлекать ресурсы, работать с общественным мнением и взаимодействовать (хорошо бы, как партнеры) с госструктурами. В волонтерской организации начинают работать сотрудники, часть из которых — бывшие волонтеры, которые теперь работают и обеспечивают идейное и ресурсное содержание организации.
Иными словами, со временем, наступает период, когда в жизни волонтерской организации происходит профессионализация, без которой невозможно обеспечить стабильность и длительность (несколько лет) волонтерской помощи.
Но есть одна особенность волонтерской организации, которая накладывает отпечаток на все ее дальнейшее развитие. Даже если организация становится юридическим лицом, большая часть команды начинает работать на платной основе, и масштабы деятельности растут – в ней все равно остается дух отношений равенства, диалога, умения находить компромисс и учитывать взаимные интересы всех участников. И это с учетом гибкости мышления лидеров и решений «коллективного разума»определяет в перспективе взрывной рост, развитие деятельности и широту масштаба решаемых задач. Такой путь прошли, например, БФ «Подари жизнь» и БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», которые каждый являются культовыми явлениями в своем секторе. И это – реальная перспектива любой волонтерской организации.
Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский.
Анна Гарибян — координатор по развитию волонтерского движения «Даниловцы», создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №15 г. Москвы. Все новички волонтеры приходят в Движение только после собеседования с Анной.
Первое, что следует знать — волонтерская организация — это не фонд. Разница в смыслах и направлениях работы. Фонды — помогают ресурсами. Мы же в свою очередь скроены для того, чтобы давать человеческую помощь и присутствие. Мы не лечим и не замещаем чью-то профессиональную помощь. Волонтерская организация дает возможность одним людям делиться своим сердечным теплом, а другим людям — нашим подопечным, дает возможность принимать это тепло. Мы стоим, как бы над этой встречей, над этим процессом и его организуем. И так как этот процесс тонкий и хрупкий, он требует особых навыков и особой логики. Наверное, можно сказать, что мы — это донорство дружбы, человеческой поддержки, человеческого участия, хорошего настроения.
Порой со стороны думают, зачем организация? Ходи в больницу и незачем мудрствовать. Однако, только организация может дать ответственную, долгосрочную и стабильную работу! Разрозненным волонтерам такое не под силу. Да, к тому же, больницы и детские дома и сами предпочитают работать с организациями. И это правильно.
Когда человек делает что-то на личной инициативе — это очень хорошо, но хватает не на долго. Поясню на примере. Почему люди ходят в спорт клубы? Потому что там есть тренер, тусовка, профессиональная площадка. Не у каждого хватает сил заниматься спортом в одиночку. Чтобы добиваться профессиональных, да и более менее серьезных успехов — будь то спорт или благотворительность, нужно прикрепляться к профессиональному сообществу, где есть единомышленники, где тебе помогут, где разовьют необходимые навыки, поддержат твою мотивацию, научат. Всегда проще, когда вокруг тебя есть люди с которыми можно разделить свои интересы.
Волонтерская организация, это обязательно структура. Со стороны не видно большой «подводной» части нашего «айсберга». О нас судят по тому, что делают волонтеры в больницах или детских домах или еще где-то. И это хорошо. Но хотелось бы, чтобы нас понимали лучше и знали, что для работы всего нашего механизма волонтерской организации из 20 групп и семи сотен человек нужна большая команда из двух десятков сотрудников, которые трудятся всерьез.
Когда я пришла работать в «Даниловцы», то удивилась насколько много людей нужно, чтобы организация работала. Конечно, ключевые позиции на местах в больницах, детских домах — это координаторы волонтерских групп. Но есть и руководитель движения, определяющий генеральную линию движения. Есть HR, есть поиск и привлечение волонтеров, необходимо обучение, мотивация, делопроизводство, реклама, бухгалтерия. Огромные силы отдаются нашими специалистами на обучение и психологическую поддержку волонтеров. Нужен и фандрайзинг, ведь мы работаем с пожертвованиями, с благотворительным обеспечением наших волонтерских программ. У нас есть модератор сайта и администратор социальных сетей, поскольку, присутствие в Интернете — это важнейшее направление!
Когда говоришь о бизнесе, о какой-нибудь компании, то почти все понимают, что перечисленное выше — обязательные составляющие организации. Но когда речь заходит о нас — благотворительной волонтерской организации, то приходится долго объяснять, что мы не кружок по интересам, а профессиональное сообщество.
Волонтерская организация, именно потому, что она организация имеет стандартное устройство, как и в бизнесе. Но, при этом, в ней действуют другие принципы и механизмы. Главное отличие в том, что мы работаем с волонтерами, каждый из которых приходит в волонтерскую группу по собственной воле, он никому ничем не обязан — это чистая свобода. Главный вопрос, который решает волонтерская организация: как построить из чистых свобод что-то системное, долгосрочное, ответственное? Как сделать так, чтоб человек, который обладает своей уникальной мотивацией, объединился вокруг доброго дела с другими людьми? И при этом, дело было бы постоянным без сбоя, росло и ширилось.
Как без помощи премий, карьеры, корпоративной культуры и прочих стандартных мотивационных вещей наладить процесс? Мы ответ знаем. Это и есть наше ноу-хау.
Секрет волонтерского движения в самих людях, в руководстве движения и координаторах волонтерских групп и в том пространстве человеческих и рабочих отношений, которое они создают. Управляющая команда — те люди, рядом с которыми волонтеры могут раскрываться и реализовывать свою мотивацию, то есть самореализовываться. Секрет, конечно, и в том, что мы вместе делаем доброе дело. В результате, волонтеры не столько решают задачи, которые мы ставим перед ними, сколько сами выбирают, что им делать. Конкретная больница и ее пациенты привлекают волонтеров, а не мы их туда распределяем.
Важное отличие волонтерской организации от бизнеса — в цели и смысле. Невозможно сопоставить зарабатывание денег со встречей с детьми в детском доме. Когда ребенок который ездит только в колясочке, который не говорит, но каждый раз прощаясь с тобой просто тебя обнимает и улыбается, тогда ты все понимаешь. И, для меня, например, никакие карьеры и бизнесы и заработки — не могут стоять рядом.
Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский.