Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.
Что поделать с детьми в больнице?
Своим опытом и секретами координаторской работы делится Александра Сошникова — координатор волонтерской группы «Даниловцев» в отделении нефрологии и отделении гинекологии РДКБ. Окончила МГИМО, работает по юридической специальности. Опыт волонтерской работы более 2-х лет.
Материалы для творчества
Самое простое и доступное — это предложить детям в больнице материалы для творчества — пластилин, картон, краски, ленты, нитки, бусины, бисер и так далее – вообще все то, что знакомо каждому ребенку и что можно купить в большом количестве и хранить в ящиках в больничном отделении. При этом важно, конечно, за этими расходными материалами следить и регулярно их пополнять.
Имея такую коробку, можно просто прийти к детям и спросить: что сегодня делаем? Лепим? Рисуем? Делаем бусы? Конечно, необходим некоторый опыт творчества, но, по большому счету, это под силу каждому. Наше подспорье в таком творчестве — специальные книжки про поделки с детьми для разных возрастов. Они развивают фантазию и в то же время помогают сделать что-то конкретное. К примеру, мы очень любим книжки по лепке из пластилина. Дети и волонтеры увлеченно делают животных, сказочных персонажей и т.д.
Есть среди материалов для творчества и книжки с наклейками или наборы наклеек. Практически все без исключения дети их очень любят. Особенно популярны объемные наклейки и наклейки-глаза. Если ребенок берется, то, как правило, клеит, я бы сказала, штампует, пока не надоест. Может приклеить десяток-другой сердечек или глазков. Ему это доставляет огромное удовольствие.
Готовые наборы
Есть творческие наборы — уже готовые. Они продаются разные-разные — что-то из ткани, из дерева, пластмассы, картона, фетра и т.д. Ребенок получает коробку, раскрывает, смотрит инструкцию и вместе с волонтером или сам что-то мастерит.
Наборы на начальном этапе знакомства с детьми и для новичков-волонтеров — большое подспорье. Хотя наборы наборам рознь. Бывает, что с набором «3+» даже взрослые не могут разобраться. В некоторых, наоборот, делать почти нечего — пара действий.
Наличие наборов, конечно, зависит не в последнюю очередь от того, что нам пожертвуют или на что есть деньги. Мы с благодарностью принимаем все и стараемся использовать. Правда, надо понимать, что наборы со временем повторяются и некоторые дети, если лежат в больнице долго, теряют к ним интерес, для них это уже становится привычной рутиной и не дает созидательного развития.
На опыте мы многое перепробовали. Сейчас работаем с 3D пазлами и коллажами. Именно они вызывают колоссальный интерес. ЗD пазлы — это фигурки из бумаги, картона или фанерки, которые надо собрать по инструкции. Витражи — кусочки стекла, пластика или бумаги, на которые по контуру заливаются краски. Краски есть в наборах, но со временем у нас скопились остатки из прошлых запасов и поэтому есть многие цвета. В чем секрет популярности витражей? До сих пор не понимаю. Вроде все просто. Но и мамы, и папы, и малыши, и подростки — все увлечены витражами!
Мастер-классы
Первый год моего координаторства мы больше увлекались творческими наборами. В этом году нам интересно делать мастер-классы. Идея в том, что волонтеры готовятся заранее, что-то придумывают и предлагают детям. Например, делаем снежинки из макарон, плетем браслеты из лент, создаем оригинальные открытки, лепим зверушек из полимерной глины и много-много чего еще. Главные составляющие мастер-класса — задумка, материалы, подготовленный ведущий и активное участие волонтеров и детей. Это может быть что-то простое, но получаются не просто поделки ради поделок, а совместное творчество и общение. Дети учатся и что-то делают сами. Творчество из подручных материалов — безгранично.
При организации мастер-класса надо помнить, что многое зависит от того, какие дети и что сам ребенок захочет. Нам нужно учитывать мнение ребенка. Только так встреча состоится и дети будут активно участвовать. Мастер-класс может оказаться очень простым для всех или очень сложным — если вдруг в отделении больницы окажутся только подростки или только малыши. Поэтому надо быть готовым поменять планы или разделиться на две команды волонтеров: кто-то делает мастер-класс, кто-то просто творчество. Необходимо, чтобы ребенок сам выбрал. Тогда он будет активно и с интересом что-то делать. Если дети не хотят участвовать в мастер-классе, мы им предлагаем коробку со всякой всячиной. Порой ребенку общение важнее поделок.
Волонтеры-новички часто пугаются такого понятия, как мастер-класс. Они думают, что надо быть профессионалом, что неудача очень трагична. Я говорю им, что это не так. Ребенок может прийти в восторг и от красиво сложенной бумажки. И даже если у волонтера что-то не получится, ребенок может и не заметить. Главное, чтобы они общались, вместе что-то старались делать. Это бесценно.
Игры
В наших отделениях в больнице мы не очень увлекаемся настольными играми. Они, в общем, не прижились, хотя к нам осенью приходили волонтеры и принесли игру «Добль» (игра с карточками на внимание). Детям очень понравилось, они увлеченно играли. Но тут важно, чтобы был волонтер, знающий и любящий игру, тогда вокруг него соберутся и дети. Также надо учитывать возраст детей.
Раньше у нас были некоторые настольные игры, но их потихоньку мы либо раздали детям, либо дети сами взяли по кусочкам.
В подвижные игры мы в больнице не играем. Дело в том, что на прогулки мы не ходим, а в отделении активности сильно ограничены. Но детям иногда хочется активно взаимодействовать. У них много энергии. Они могут пытаться втянуть волонтеров, скажем, в догонялки. Хотя наша цель — творчество и общение с детьми, но если ребенку нужно сбросить энергию и побегать, повеселиться, то мы откликаемся, но соблюдаем режим и помним об ограничениях детей по здоровью.
Праздники
Несколько раз в году мы устраиваем поздравление с праздниками — это Новый год, Рождество и Пасха. Приносим открытки, подарки (спасибо большое всем жертвователям), придумываем тему и творческую встречу. В частности, на Новый год дарим открытки, творческие и сладкие наборы, наклейки для украшения отделений, на Рождество лепим из пластилина фигурки с рождественской тематикой (у нас даже есть отдельная книга откуда мы узнаем, как слепить волхвов, зверюшек, Деву Марию, Младенца, ясли, пещеру), а на Пасху приносим специальные открытки, куличи и деревянные яйца для раскрашивания и рассказываем о Празднике праздников.
У нас нет традиции поздравлять всех детей с днями рождения, так как это сложно реализуемо, но если вдруг какой-то волонтер узнает, что у ребенка день рождения попадает на день нашего посещения, он в личном порядке может придумать поздравление по своему желанию, подарив, например, творческий набор или книгу. Но может получиться и так, что ребенка уже выпишут к моменту нашей поздравительной встречи.
Организация книжной полки
В дополнение к нашей работе мы организовали небольшую библиотечную полочку в отделении нефрологии. Мы приносим туда хорошие детские книги, в том числе, христианские, прежде всего, для детей, хотя некоторые из них могут быть интересны и взрослым. Это своего рода организация культурного полезного для души чтения для ребят и их родных в ограниченных условиях больницы, куда с собой много книг из дома не принесешь, а новые покупать накладно – дорого, да и потом некуда положить и тяжело везти. Плюс возможность приобщиться к новым серьезным жанрам.
Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский