Добровольческое движениеДаниловцы” предлагает серию авторских публикаций “Волонтерство для чайников“. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.


Анна ГарибянАнна Гарибян — координатор по развитию волонтерского движения «Даниловцы», создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №15 г. Москвы. Все новички волонтеры приходят в Движение только послесобеседования с Анной.

 

Что значит быть координатором волонтерской группы?

Успех работы координатора волонтерской группы в больнице или детском доме базируется на двух принципах. Во-первых, на готовности учреждения принимать у себя волонтеров и ответственно относиться к их труду. И, во-вторых, на наличии благотворительной организации (фонда или волонтерского движения), от имени которой действует координатор, и которая в конечном счете несет ответственность за волонтерское дело.

Руководство волонтерского движения (или благотворительного фонда) ждет от координатора волонтерской группы, в первую очередь, стабильной и регулярной работы самой волонтерской группы. Важно организовать работу так, чтобы процесс шел, дело продолжалось. В этом контексте, усилия координатора направлены в первую очередь на волонтеров и подопечных.

При этом есть и обязанности в отношении самого волонтерского движения (или фонда), которое привлекает, отбирает и готовит волонтеров, привлекает ресурсы и материальные средства, имеет специалистов. Все это требует формализованной обратной связи от координатора. Волонтерское движение обращается к обществу, прося поддержки. Общество ожидает от движения результатов, представленных в виде отчетов о деятельности и о материальных тратах. Поэтому, в обязанности координатора входят отчет о принятых волонтерах, отчеты о работе группы за месяц и год, отзывы от подопечных, фотоотчеты, участие в собраниях движения, отчетность за пожертвованные материалы и средства. Все это нуждается в творческом подходе, т.к. аудиторию, в том числе и в социальных сетях, надо порой и удивлять и заинтересовывать.

К задачам координатора в отношении того учреждения, где волонтеры работают, относятся: взаимодействие с администрацией, обеспечение исполнения группой правил учреждения, информирование администрации о составе группы, и если необходимо о медицинском обследовании волонтров и справках, согласование времени посещения и рода занятий, совместная организация мероприятий, выездов, экскурсий. Также необходимо помнить, что важной обязанностью является подтверждение удовлетворительного качества здоровья волонтеров.

В качестве плюса и ресурса в отношении учреждения возможно заключение договора. Это гарантия нахождения на законных основаниях, наличие куратора, к которому можно обратиться; прописанные обязанности сторон.

Дружить и поддерживать ровные отношения с администрацией для координатора очень важно. В каждой организации есть свои правила. Мы хоть и партнеры этих учрежлений, но в отношении внутреннего устройства и порядка – гости. Поэтому, приходя в гости, мы чтим правила хозяев, и не саботируем традиции, которые существуют у них. Координатор должен помнить, что волонтеры и группа не несут формальной ответственности за подопечных. При этом неосторожные, неаккуратные действия волонтеров могут вызвать цепочку негативных последствий, за которые могут нести юридическую ответственность сотрудники учреждений, вплоть до уголовной.

В каждой организации есть иерархия, и может сложиться так, что администрация настроена дружелюбно к волонтерам, а линейный персонал, в лице санитарок, медсестер, воспитателей и т.д., вполне может иметь свое личное отношение к происходящему. Здесь надо уметь на что-то закрывать глаза, в первую очередь, помня о подопечных. Другое дело, если есть угроза жизни и здоровью нашего подопечного, молчать нельзя. Нужно хорошо подумать и посоветоваться с руководством волонтерского движения, как правильно себя повести, чтобы эта ситуация не отыгралась на подопечных, и на волонтерах, которым могут закрыть вход в учреждение.

Важно соблюдать главные принципы волонтерской помощи:

  • не навреди;
  • учитывай интересы близких подопечного;
  • обозначь границы;
  • вкладывай усилия, а не деньги;
  • развивайся, учись, фантазируй, перенимай опыт.

Подробнее о принципах можно прочитать на сайте “Даниловцев“.

Целевая аудитория координаторов – это волонтеры. Волонтеры нуждаются во многом, прежде всего в сопровождении, которое начинается в тот момент, когда от волонтерского движения координатор принимает новичка. Человек приходит на собеседование, заполняет анкету, знакомится с волонтерским движением и правилами, получает ответы на свои вопросы и отправляется в группу. Координатор получает контакты новичка, и дальше происходит взаимодействие напрямую.

Долгим ли будет участие волонтера, когда его добровольческий путь закончится? Это, во многом, зависит от координатора. Очень много зависит от того, как координатор принимает человека на первых шагах, как обеспечивает его вход в группу, как отвечает на вопросы, как помогает понять происходящее и преодолеть первые страхи или возможные расхождения между реальностью с ожиданиями.

Нередко простые вещи имеют огромное значение. Как добраться до учреждения? Где и когда вы встречаетесь группой? Какие вещи с собой брать и какие категорически запрещается? К кому и как обращаться в случае проблем? Каков план и тематика встреч? Какие бывают типовые сложности и как их преодолеть? Разъяснение всего этого – прямая обязанность координатора.

Очень важно быть на связи с человеком, особенно сначала, когда он делает первые шаги в волонтерчкой группе, координатор очень нужен новичкам. Обязательно нужно курсировать по всем волонтерам и быть с каждым по несколько минут, интересоваться как дела, как подопечный, как на него реагируют, нашли ли они контакт. Координатор – тот человек, на кого волонтер может опереться.

Координатору обязательно нужно вкладываться в команду, так как поодиночке ни координатор, ни волонтер не смогут ничего сделать. Несмотря на сложности, людей нужно объединять. Кроме занятий, особо важен личный фактор. Может быть, стоит подумать о маленьких забавных традициях в группе, попробовать каким-то образом отметить или выделить нового человека, представить его, дать ему возможность рассказать о себе, когда он только приходит в группу.

Надо заботиться, чтобы волонтер комфортнее чувствовал себя в этом пространстве, надо уделять ему внимание. Следует подумать, как его можно поддержать и поощрить после первых посещений группы. Подумать над возможностью провести время после волонтерской работы, зайти в кафе. Можно ввести в правила поздравления с Днем Рождения, интересно рассказать волонтерам про именинника.

Очень важно растить людей, чтобы было кому можно будет передать часть обязанностей в дальнейшем. И делать это нужно с первых дней управления группой.  Делегируйте им ответственность. Но следует помнить, что делегирование – это очень большое доверие, и необходимо грамотно преподнести его. Если человек заинтересован, давайте ему пищу для роста, организуйте его обучение, скажем давайте направления на какие-нибудь мастер-классы.

Не все волонтеры будут готовы помогать координатору, но не стоит расстраиватся. В лубом случае, в одиночку нельзя устроить весь процесс.

Координатору следует помнить об отдыхе, уделять внимания и себе тоже, не забывать, что волонтерство – только часть жизни. Не следует страдать гиперответственностью. Все это позволяет не «выгореть», т.к. любой координатор находится в группе риска.

А кто может помочь самому координатору? Это волонтерская организация (сотрудники и психологи), люди по обучению, сопровождению, близкие люди, священники. И, конечно, постоянное осознание, что мы сможем позаботиться о наших подопечных, только если сами будем в порядке и в силах.

Текст подготовлен Екатериной Игнатовой и Юрием Белавноским