Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.
Алена Штырина — координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии Российской детской клинической больницы. Русист, окончила филологический факультет РУДН, преподает русский язык для иностранцев. К Даниловцам присоединилась осенью 2009 года, через 2 года возглавила волонтерскую группу в отделениях нефрологии и гинекологии в РДКБ. Добровольчество для Алены – радость, друзья и смысл. Опыт волонтерской деятельности 6 лет.
Советы начинающему координатору волонтерской группы
1. Заботься о волонтерах. Работа волонтерской группы строится по следующей иерархии: о детях заботятся волонтеры. А о волонтерах заботится координатор. Чтобы волонтеры хорошо занимались с детьми, должны быть созданы все условия для этого процесса. И этим занимается координатор. Одна из главных задач координатора – донести до волонтера мысль, что со всеми вопросами-проблемами-беспокойствами волонтеры должны идти к координатору и все необходимо обсуждать с ним! А не ломать голову в одиночестве.
Координатору необходимо быть внимательным к своим волонтерам, быть в курсе важных событий в их жизни, стараться следить, чтобы волонтеры не доходили до эмоционального выгорания. Для этого необходимо общаться с людьми, напоминать им о встречах психологической поддержки, тренингах и т.п.
2. Ты ответственен за процесс. Координатору во время посещения нужно держать ситуацию под контролем, видеть картинку целиком. Необходимо быть готовым к форс-мажорам во время посещения и уметь быстро и адекватно на них реагировать.
Любые сложности в отношениях с администрацией-родителями-детьми берет на себя координатор. Адекватное разрешение любой конфликтной/сложной ситуации – это ответственность координатора.
3. Не держи в себе! О детях заботятся волонтеры. А о волонтерах заботится координатор. А о координаторе заботится куратор волонтерской деятельности. Если у координатора возникают различные проблемы, ему необходимо консультироваться с куратором волонтерской деятельности (который, в свою очередь, консультируется по проблемам координатора с административной группой). Нельзя оставаться с проблемами один на один.
4. Лично обстоятельно собеседуй новых волонтеров. Координатору с каждым новым волонтером необходимо проводить отдельное личное собеседование где-нибудь в кафе. В спокойной неторопливой атмосфере побеседовать с новым волонтером, познакомиться, узнать его мотивы, рассказать о группе, о том, как все проходит, о правилах группы и т.д. Это очень важно и не должно быть на бегу. Правильно организованное и построенное собеседование поможет отсеить изначально неадекватных людей, сразу задаст нужный вектор дальнейшему общению, введет волонтера в курс дела, снимет естественную тревожность новичка, поможет ему сразу настроиться на нужный лад и избежать проблем неподготовленного посещения.
5. Организовывай неформальные встречи группы . Очень желательно, чтобы у волонтерской группы регулярно после посещения детей или хотя бы примерно раз в месяц были общие неформальные посиделки — в кафе/ в гостях, на которых можно и просто поразвлекаться-поболтать, и обсудить какие-то вопросы, поддержать друг друга и т.д. Очень важна добрая, дружественная, поддерживающая атмосфера в волонтерской группе.
6. Информируй волонтеров об общих мероприятиях волонтерского Движения и поощряй участие в них. Координатор должен позаботиться о том, чтобы его волонтеры а) были подписаны на общую рассылку и группы в соцсетях Движения; 2) знали о всем важном и полезном для них, что происходит; 3) знали о других группах Движения.
Очень важно рассказывать волонтерам о тренингах, мастер-классах, встречах психологической поддержки и т.д. и поощрять посещать их.
7. Создай общую внутригрупповую рассылку по почте. Координатору обязательно нужно создать общую внутригрупповую рассылку по электронной почте. Очень важно, чтобы был общий информационный канал, по которому координатор мог связываться со всей группой, и вся группа — с координатором и друг с другом. Координатор по рассылке может информировать волонтеров о чем-либо/советоваться с ними, и волонтеры могут обсуждать текущие вопросы со всей группой, друг с другом и с координатором. Общее коммуникативное интернет-пространство, в котором координатор и волонтеры могут дистанционно обсуждать текущие дела необходимо.
8. Обсуждай с группой волонтерские радости и проблемы. Очень ценно регулярно говорить с волонтерами, какие проблемы/сложности и какие радости/запоминающиеся моменты происходят во время посещения у каждого из них, вместе обсуждать это.
9. «Поощряй инициативность и делегируй ответственность».
а) Если волонтер проявляет инициативу, желает реализовать какую-то свою творческую задумку, это нужно всячески поощрять и поддерживать. Вообще координатору хорошо задать творческий вектор волонтерам: «Если у вас есть творческие инициативы и т.п. (в рамках нашей деятельности, разумеется), дерзайте!». Предварительно посоветовавшись с координатором, конечно.
б) Если координатор не хочет быть супертревожной ломовой лошадью с пассивными безответственными волонтерами, ему необходимо делегировать различные вещи волонтерам. Необходимо построить работу так, чтобы если координатор заболел/не смог/уехал в отпуск – работа не прекращалась, координатора заменял надежный опытный волонтер и вообще вся группа не чувствовала себя беспомощной.
10. «Правильно поставь себя в группе и прострой границы». Очень важно правильно себя поставить в группе: с одной стороны – координатор – это лидер, берущий на себя ответственность за весь процесс, и человек, к которому можно и нужно обращаться по всем возникающим волонтерским проблемам; с другой – координатор – это соратник и товарищ. Мнение координатора должны уважать и к нему прислушиваться, с другой стороны – не бояться вежливо и адекватно высказывать свой взгляд, спокойно обсуждать различные вопросы и т.п.