На сайте электронного журнала о благотворительности «Филантроп» опубликован материал, подготовленный пресс-службой Добровольческого движения «Даниловцы»
Ведущие специалисты поделились своим мнением о сегодняшней ситуации в области социального волонтёрства и оценили деятельность «Даниловцев» на вручении Всероссийской премии «Я – гражданин» руководителю движения Юрию Белановскому. Мероприятие состоялось в Крокус Сити Холле 3 ноября.
Василий Овчинников, генеральный директор Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма».
О зарождении социального волонтёрства в России
Когда-то, в 2005 году, слово «волонтёр» не было в обиходе. У нас тогда с командой «РИА Новости» была задача как-то раздать георгиевские ленточки. И мы поняли, что нельзя просто нанять промоутеров для вещей, которые связаны с чем-то социально важным. Они не передадут атмосферу праздника и не вовлекут людей в то, что нужно. Тогда мы поняли, что это должны быть люди, которые должны быть мотивированы другими вещами. Условно назвали этих людей волонтерами. Тогда не было общественных организаций, разделения волонтёров на социальных и прочих. Успех в этом начинании дал такой заряд общественной энергии, что мы одними из первых начали заниматься добровольчеством.
Мы объединяли активную молодёжь, но не в области социального волонтерства. Когда появились люди, которые начали заниматься социальным волонтёрством — помощью малоимущим, бездомным, инвалидам — это вызывало большое уважение. Кураторы, которые обучали социальных волонтеров, своей энергией вдохновляли их делать тяжелую работу – всегда казались нам на голову выше.
Общественные организации победят госструктуры
Очень надеюсь, что вопрос о том, кто оказывает адресную помощь конкретному человеку, государственные структуры или общественные организации, встанет скоро. Сначала будет некая конкуренция, когда будут соперничать государственные и общественные организации. Но общественная часть победит. То, что государство должно по Конституции оказывать гарантии людям — это будет делаться не силами госструктур и чиновников, а общественными организациями и объединениями, которые будут делать всё если не более эффективно с точки зрения расходования средств, то уж точно более душевно , по-человечески, по-русски в конце концов, с миром в душе и открытым сердцем.
«Во всем, что делают «Даниловцы», много авторского, гениального, доброго»
С «Даниловцами» мы познакомились много лет назад, когда наша работа была настолько заметна, что общество обратило на неё внимание. Появились городские центры типа «Мосволонтёра», которые должны были отходить от какой-то самоидентичности и собирать вокруг себя все волонтёрские организации, вдохновлять их обмениваться информацией. Тогда мы познакомились и впервые начали видеть друг друга на ярмарках, форумах и дискуссиях. Я считаю, что тогда мы взаимно обогащали друг друга, появлялись новые таланты, новая энергия. В этой области много строится на доверии. Те, кто занимается социальным волонтерством, вызывают у меня безумное уважение, они находится за пределами понимания, за пределами привычного быта, зоны комфорта. «Даниловцы» — самая главная организация, которая ассоциируется с социальным волонтёрством. Я всегда восхищался некой армейской дисциплиной, царящей там. Потом понял, что это очень важно, особенно для новых волонтёров. Это помогает преодолеть страх и шок. Во всем, что делают «Даниловцы», много авторского, гениального, доброго. Думаю, такие организации в дальнейшем выживут и заменят госструктуры, которые сейчас по старинке оказывают услуги нуждающимся категориям граждан.
Волонтерство – не бесплатная сила. Поднимем его имидж до западного
Алексей Сахаров, куратор темы благотворительности портала Planeta.ru — крупнейшей в России площадки по краудфандингу.
На пороге появления цифрового волонтерства
Широкие массы не понимают значение слова «волонтёр». Именно это я часто слышу от коллег. Под этим словом подразумевают бесплатную рабочую силу. Это не так! Каждый волонтёр эффективно делает свою работу, если это как-то касается его самого, его ценностей, если удовлетворяются те потребности, с которыми он пришел. Сейчас появляются самые разные формы волонтерства. Если раньше это были выезды в интернат или ремонты у пожилых, то теперь появляется цифровое волонтёрство. У нас на платформе мы нуждаемся в добровольцах, которые будут помогать НКО организовывать проекты. Если волонтер обладает навыками пиара, он может помочь организации развиться. Есть так называемые pro bono услуги: услуги, которые профессионально оказываются НКО. Это юридические услуги, в сфере дизайна, АйТи технологий.
«Хедлайнеры» дел милосердия
Лидеры сегодня — это такие люди, как Алёна Попова. Она начинала волонтерить с Крымска, а сейчас — активный общественный деятель. Чулпан Хаматова также является волонтёром, потому что она делает огромное количество вещей безвозмездно и вообще продвигает некоммерческий сектор. Она лоббирует различный проблемы, не получая ни рубля. Среди лидеров – «Волонтёры в помощь детям-сиротам» и «Даниловцы».
Мне очень нравится, что у «Даниловцев» существуют самые разные направления, и волонтёр может выбрать интересную ему сферу. Когда в организации есть несколько направлений — это огромная сила. Появляется возможность привлечь много волонтёров. Потому что если то, что предлагает организация, не совпадает с внутренними чаяниями волонтёра, то он, скорее всего, там не задержится.
Мы делаем одно дело, не нужно конкуренции
Мои пожелания всем таковы: После выхода закона «Об иностранных агентах» началась дележка грантов и государственных денег между НКО. За счет этого возникла острая конкуренция, хотя мы делаем одно общее дело. Мы меняем ситуацию в стране с использованием усилий активных граждан. Стоит объединять сообщества. Когда каждый за себя — это плохо. Мы должны двигаться к общей цели. Сейчас мы слишком обособлены.
Государство не является единственным источником получения финансирования. Очень многие вещи зависят от самих людей. Формат народного финансирования оправдывает себя. Люди поддерживают то, что для них важно. А если проект не несет никакой социальной значимости, то, скорее всего, он не соберет нужную сумму.
Никто никому ничего не должен
В умах представителей НКО существует такое понимание: дайте нам средства, нам все должны. Никто никому ничего не должен. НКО должна работать по принципу бизнеса, также зарабатывая деньги. Может, это должны быть какие-то социальные мастерские, которые производят товары и дают возможность получить прибыль. Когда работники НКО начинают это понимать, у них открываются глаза, и компания начинает по-другому работать.
Когда волонтёрство перестанут считать бесплатной рабочей силой, когда это будет престижно, как на Западе, то волонтёром будет каждый второй. Олимпиада в Сочи сделала своё дело. За счет этого уровень добровольческого движения активно подняли.
В каждой организации качество разное. Когда имидж будет на высоком уровне, начнется наконец и второй этап — развитие качественного уровня волонтёрства.
Нельзя требовать от государства слишком много
Лидия Тихонович, обозреватель портала «Филантроп»
Я по образованию философ и могу говорить долго и сложно. Социальное волонтерство – это явление очень разнородное. Есть волонтерство, которое растет снизу, оно стихийное.
Многие фонды, которые мы давно знаем («Старость в радость», «Отказники»), принимают решение, становиться им фондами или нет. Не все волонтёры перерастают в организации. И другая история, когда волонтерство инициируется государством. Я не могу сказать, что это плохо. Например, пожилые волонтёры, которые были на Олимпиаде в Сочи, — это прекрасная история.
Государство поддерживает отдельные сегменты волонтерства. Другие сегменты, которые вырастают сами — они живут как организация. Далеко не всегда можно получить грант от государства. От государства нельзя требовать слишком много: оно поддерживает, как умеет, и то, что понимает.
О «Даниловцах» периодически читаю. Отношусь с большой симпатией и уважением. Интересно мне, что там происходит.
У общества складывается впечатление, что НКО — набор воздушных шариков, происходящий в разных места
Матвей Масальцев, главный редактор портала «Филантроп», журнала «Деньги и благотворительность», администратор портала «Измени одну жизнь»
«Все, что находится вне государственного контекста, пока не существует»
Некий государственный муж, который пишет историю волонтерства с помощью студентов-историков, рассказывал о том, что было волонтерство до революции: все были добры друг к другу и так далее. Потом, по его словам, был провал, хотя существовали тимуровцы. Потом всё заново началось — с Универсиады в Казани, продолжилось на Олимпиаде Сочи. Не знаю, намеренно он опустил реальную историю добровольчества в современной России, или нет. Но судя по его словам, все, что находится вне государственного контекста, — как бы не существует. Он как будто рассказывал историю другой планеты. И это прискорбно, потому что есть много интересных низовых инициатив – то, что мне наиболее нравится в волонтерстве.
Тема волонтерства и некоммерческой деятельности очень выросла на государственном уровне. Это хорошо, но, мне кажется, выбран немного неправильный вектор.
Государство, по-моему, должно не собирать под крыло все молодёжные организации, а развивать инфраструктуру добровольчества, в том числе информационную. Потому что некоторые волонтеры не вполне представляют себе, как работают те или иные структуры, как эффективно решать те или иные проблемы. Обучение и прочие вещи, на которые сложно найти деньги в некоммерческом секторе – тоже важно. Вот этим должно заниматься государство, а не пытаться собрать все движение и направить его в свое русло.
Развивать горизонтальные связи
«Филантроп» способствует развитию горизонтальных связей в некоммерческой среде, помогает найти информацию о правильных практиках. Есть СМИ, которые такую идею продвигают в обществе. Таких СМИ становится всё больше. Публикации об НКО и фондах количественно растут — это точно замечено и посчитано. Меньше растет их качественное содержание. Часто можно прочитать об абсолютно неэффективных и неинтересных с точки зрения профессионалов практиках. Поэтому иногда у общества складывается впечатление, что некоммерческий сектор — это какой-то набор воздушных шариков и мероприятий, происходящих в разных местах. Такое же непонимание есть у многих представителей власти. И этому иногда способствуют СМИ.
«Волонтерство – это более чем важно»
Мне кажется, волонтерство — один из основополагающих векторов развития общества. Наличие людей, которые пытаются что-то добровольно делать, менять мир вокруг, — это более чем важно. Если нет волонтёрства, нет благотворительности, нет каких-то устремлений у общества, то оно, скорее всего, мертво. И то, что примерно с 2010 года в России идёт бурное развитие волонтёрского движения, — не может не радовать
Многие не понимают роль организации волонтеров. Правильная организация – та, что умеет рационально использовать ресурс, направляет в нужное русло желание молодых людей помогать другим. Направляет так, чтобы волонтеры не навредили, а помогали эффективно. Поэтому я рад такой организации как «Даниловцы». Желаю становиться еще профессиональнее и лучше.
Социальное волонтерство по устройству детей-сирот в семьи
Юлия Зимова, член ОПРФ по поддержке семьи, детей и материнства. Руководитель проекта «Ванечка», председатель правления межрегиональной общественной организации «Наши дети»:
Сейчас волонтерство находится на хорошем уровне. Есть гражданские активисты, есть НКО. Все это поддерживается разными способами. Есть гранты для физических лиц и гранты для НКО. Есть открытый вменяемый бизнес, существуют площадки типа Boomstarter, на которых можно собирать деньги с помощью краудфандинга.
Лидеров мне назвать сложно, но те, кто лично у меня в инстаграмме — это Фонд Константина Хабенского, фонд «Созидание» и фонд «Вера». Есть «Мосволонтёр».
Любой волонтер может развиваться по своей линии, постоянно ходить куда-то. Я раньше была волонтером, потом создала свою организацию. Делала разные форумы, а сейчас отрабатываю технологию социальных инноваций в сфере устройства детей-сирот в семьи. Кто-то берёт детей, кто-то становится репетитором. Любой волонтер имеет разные точки роста.
«Вдохновляло то, какие люди и проекты претендуют на премию»
Елена Тополева-Солдунова, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ), член комиссии ОПРФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:
Было очень трудно выбирать, потому что я была в жюри. Когда оценивала эти заявки, очень вдохновляло то, какие люди и проекты претендуют на эту премию. Понимаешь, что еще больше людей осталось за кадром. С другой стороны, отрадно, что было много незнакомых людей.
Я думала, что нужно продвигать новые имена. Но когда Юра вышел в финал, я очень порадовалась, хотя он отнюдь не новичок, я его знаю много лет. Я считаю, он получил премию очень заслуженно. Юра Белановский — пример не только гражданского активиста, а вообще образец человека, который имеет свою миссию в жизни и работает на эту миссию, занимаясь высоким социальным служением. Это человек, который еще и нравственно чист, как мне кажется. Не вызывают никаких вопросов его ценности и потенциал его личности. Он занимается очень активной общественной работой.
Можно находиться в уединении и читать божественные книги, но когда человек еще и воодушевляет на помощь другим, — это не все умеют. Можно обладать высокими нравственными качествами, но не уметь вести за собой и организовывать. Это поприще требует особых талантов.
Нужно, чтобы «Даниловцы» жили и их становилось больше, чтобы увеличивалось количество граждан, которые хотят заниматься волонтерством. Дай Бог, чтобы они нашли «Даниловцев», а «Даниловцы» — их, и чтобы они взаимно друг друга обогащали.
Добровольческое движение «Даниловцы» – это общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными. «Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.