А что зависит от тебя?

Информационный портал «Приходы» опубликовал статью,  в которой замдиректора Добровольческого движения«Даниловцы» Анна Гарибян рассказывает, почему появление приходских добровольцев – дело огромной важности.


 

Замдиректора добровольческого движения«Даниловцы» Анна Гарибян рассказала, почему появление приходских добровольцев – дело огромной важности, как создать и запустить волонтерскую группу у себя на приходе, а также поделилась опытом преодоления личного жизненного кризиса и кризиса веры. «Всем людям на приходах хочу сказать: от каждого из вас зависит очень многое!», – подчеркивает она.

Анну Гарибян однажды метко назвали «сердцем Добровольческого движения «Даниловцы»» – благодаря ее теплоте, отзывчивости и искренней вовлеченности в волонтерский процесс. Важнейшие организационные и административные вопросы решаются при ее непосредственном участии. При этом Анна сама волонтерит, вот уже два года посещая умственно отсталых детей в детском доме №15 в Москве.

 К вере пришла человеком,
состоявшимся в профессиональном смысле

222222Я воспитывалась в нецерковной среде. Не было дедушки  и бабушки, которые привели бы к вере. Правда, была верующая крестная Ольга Серафимовна Огнева. Думаю, возможно, по ее молитвам спустя много лет моя встреча с Богом все-таки состоялась. Даже в советские времена крестная была по-настоящему православным человеком.

Меня крестили в девятилетнем возрасте. На тот момент у меня было непонимание и отторжение. Мне, ребенку, тогда в храме не нравилось все: необходимость в единственный школьный выходной день, воскресенье, куда-то ехать спозаранку, почему-то не завтракать, вдыхать странно пахнущий воздух в храме, сторониться грозных бабушек, которые так и норовили тебя укорить. Конечно, не было ни детских Библий, ни аудиорассказов для юных христиан. Единственной духовной книгой, которую подарила тогда мне Ольга Серафимовна, был маленький полуистлевший молитвослов, еще дореволюционного издания. Читать по-церковнославянски я не могла, поэтому в самом конце на корочке крестная заботливо печатными буквами написала для меня «Отче наш» и молитву Кресту.

Став тридцатилетним человеком, я заходила в храм поставить свечку, постоять-подумать и чего-то себе попросить. Произносила про себя те самые молитвы, смутно понимая их смысл. Словом, как все. В этом возрасте у меня случилась переоценка ценностей. Я работала в крупной компании «Кофе хауз», были определенные не грандиозные, но достижения. Были путешествия, друзья, интересные события. Внешне все было благополучно, а внутри зияла пустота. Именно она подтолкнула меня в храм. Стали появляться вопросы: что, зачем? Многого не понимала. Например, нужным ли делом я занимаюсь  в жизни или почему я до сих пор одна.

Мне нужен был добрый пастырь

Подумала, что неплохо бы как-то укорениться в Церкви, что нужен священник. И не какой-нибудь «поп на мерседесе», думала я, который обдирает бедных бабушек, продавая им свечки по баснословным ценам, и которому доверить ничего не смогу. Мне нужен был добрый пастырь, который несет Христовых овец на собственных плечах. И такой человек чудесным образом нашелся.  В разговоре услышала реальную историю про одного отзывчивого и милосердного священника. И что-то внутри подсказало, что именно под наставничеством такого человека я не побоялась бы отправиться по духовному маршруту. Его зовут отец Александр Троицкий, он  клирик Андреевского монастыря. Когда увидела батюшку воочию, то поняла, что не ошиблась. Сердце перестало страшиться, доверилось, оттаяло. Спустя неделю я пришла на первые в жизни осознанные исповедь и причастие. И дальше Господь как-то легко и комфортно повел меня за руку: стоило просто подумать, захотеть – и все нарисовалось.

И прихожан и «захожан» в Андреевском принимают радушно и сердечно. На любой вопрос ответят, улыбнутся, чаем напоят,  тепло обнимут, помолятся. Очень быстро я влилась в общину и  для меня распахнулись врата рая, в котором на первых порах пребывает каждый новоначальный христианин.

Настало ощущение, что жизнь остановилась

Спустя два или три года, как я пришла к вере, случился так называемый кризис. Мне было года тридцать три. Много чего тогда наложилось одно на другое: окончился период неофитства,  исчерпала себя ситуация в компании, в которой я проработала без малого десять лет, а еще умер мой папа. Это было очень болезненно. Наступил момент, когда все каналы, которые я могу использовать для самореализации, как-то одновременно закрылись. Я утратила прежний пыл веры, перестала получать удовольствие от работы, не могла работодателю предложить эффективной работы и значимых достижений. По-прежнему не являлась женой и мамой. У меня тогда было ощущение, что жизнь остановилась. Все и везде перестало двигаться. Вокруг меня образовалось болото, сил не стало, чтобы жить дальше и что-то делать.

Для меня «Даниловцы» –
это гораздо больше, чем просто работа

Конечно, на приходе меня молитвенно очень поддерживали.  И священник был в курсе. Именно благодаря ему я пришла в Данилов монастырь и оказалась на общедоступном православном лектории, созданном при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Посещая лекторий, узнала о движении «Даниловцы». А там как раз нужен был человек. Система работала, но требовался еще один штатный сотрудник. Некоторые функции провисали. Меня приняли на какую-то неопределенную вакансию, и я даже не понимала, смогу ли принести какой-то добрый плод. Но со временем все устроилось, пазл сложился и теперь я на 100 процентов  ощущаю себя частью движения.

Для меня «Даниловцы» – гораздо больше, чем просто работа. Это какой-то важный кусочек жизни. Когда я нашла что-то действительно свое, по сердцу, остальные жизненные ниточки стали выправляться. Суженого своего я, правда, пока так и не встретила, но зато в духовной жизни снова появился свет, мы очень сблизились с мамой и братом, я опять полюбила путешествия, заново ощутила вкус жизни. Два года назад начала бегать, уже добежала до полумарафона. В прошлом году начала учиться танцевать, а в этом записалась в школу колокольных звонов. На очереди – освоение французского языка, но это пока в отдаленных планах. Иногда слушаю музыку. Много читать не получается, не всегда хватает времени. Кстати, периодически просматриваю и  лайкаю статьи с «Приходы.ру». Они молодцы. Присутствует на этом ресурсе юмор, дающий Православию человеческое лицо.

Не будьте равнодушны к неофитам!

Те, кто только что пришел в Церковь, как правило, очень  хотят что-то делать, как-то активно помогать. Я была не исключением. Мою буйную неофитскую голову заметили, и я стала участвовать в тюремном служении при храме: возила посылки для заключенных. Хочу сделать акцент: мое волонтерство обрело истоки именно на моем приходе. Возможно, я не укоренилась бы в Церкви, если бы меня приняли как-то по-другому.

Андреевский монастырь находился на другом конце Москвы, пришла я в него одна, никого из прихожан не знала. Но люди вокруг были настолько гостеприимны, что ты, чувствуя на себе все это море Христовой и благодати и любви, немедленно хочешь вернуть ее другим. 

Очень важно людей вовлекать с любовью и добротой,
а не одергивать, ругать и укорять

Нужно ли говорить, что человека, который приходит в Церковь, как правило, сталкивается с непониманием дома и на работе? Со мной случилось то же самое: в семье не очень понимали, на работе смотрели почти с сочувствием. А я ведь готова была от радости обнять весь мир. Всем людям на приходах я хотела бы сказать следующее: от каждого из нас зависит очень многое. Иногда человек остается один, и приход может стать для него второй духовной семьей. Давайте просить друг друга о каких-то услугах, не бойтесь это делать.

Когда пришла в Церковь, я мечтала, вы не поверите, чистить подсвечники! Мне это казалось какой-то божественной миссией, священнодействием. Мне казалось, что это доступно только для посвященной бабушки определенного уровня святости! А я, обычная смертная, не могла и дотронуться. После того, как я стала еженедельно бывать в храме, однажды после воскресной литургии наши пожилые свечницы сказали: «Деточка, а чего ты стоишь? Подсвечники будешь с нами убирать?» Я не могла поверить своему счастью и готова была всех расцеловать. Я до сих пор люблю иногда поделать такую работу,  а этот кружок наших свечниц – они стали для меня бабушками, потому что своих, родных, у меня нет. У меня теперь как бы десять бабушек. Очень важно людей вовлекать с любовью и добротой, а не одергивать, ругать и укорять.

Давайте организовывать на приходах добровольческие группы!

Сначала расскажу про несостоявшийся опыт работы группы. Одно время в наш детский дом-интернат №15 очень часто и помногу принялись ходить сотрудники близлежащего банка. Сначала их было 50 человек, они приходили чуть ли не каждый день, через пару недель осталось человек двадцать. Ходить они стали уже раз в неделю, а потом и вовсе испарились. К сожалению, это типичная ситуация почти для всех стихийных добровольческих инициатив. Чтобы благотворительность жила долго и счастливо, как и в любое дело, в нее  нужно вкладываться.

Думаю, что церковным общинам в этом смысле проще – у людей есть определенная мотивация. К тому же им легче «зайти» в детдом, чем активистам «с улиц». Например, в нашем 15-м ДДИ есть домовая церковь. Тамошних детей окормляет священник. Прихожанам его общины будет намного легче начать работу с воспитанниками, так как они обладают духовной и административной поддержкой. К тому же большинство, как я понимаю,  живет неподалеку. Даже с точки зрения географической удаленности это было бы удобнее, и посещения могли бы случаться чаще. К примеру, я еду в Кунцевский ДДИ из Балашихи, и дорога занимает у меня очень много времени и сил.

Опять же, волонтеры, люди учащиеся и работающие, могут навещать детей в выходные дни. А будние, как правило, пустуют.

Если прихожане будут просто вывозить детей из отделений на улицу –
это уже будет колоссальной помощью

Гарибян2То, что толк от посещений будет, – это факт. Как говорят в «Даниловцах»: детей, по крайней мере, кто-то будет называть по именам.  Впереди весна, лето. По расписанию учреждения у воспитанников может быть две прогулки в день. Если прихожане будут вывозить деток из отделений «Милосердие» на улицу, я думаю, это уже будет колоссальной помощью.  Зачастую, такая, казалось бы, несложная, но регулярная помощь становится  первой ступенькой и для ребенка, и для взрослого. В дальнейшем приходские добровольцы могут оформить гостевую опеку или даже усыновить ребенка (если позволяет его статус), с которым они уже успели познакомиться и установить контакт.

Необходим человек-локомотив

Что касается возможностей и угроз, то тут срабатывают те же самые законы, которые применимы к добровольческой организации.

Во-первых, нельзя заставить людей что-то делать. Конечно, какое-то время, если человеку это вменили в послушание, он будет выполнять возложенные на него обязательства. Но, честно говоря, я не думаю, что движимые несвободой люди стабильно и регулярно будут заниматься нелюбимой работой. Так же, как и у «Даниловцев», залогом успеха на приходе станет наличие человека-локомотива, для которого это служение будет его личным выбором, интересным и понятным именно ему, будь это священнослужитель, церковнослужитель или мирянин. Будет  локомотив – прицепятся и вагончики. Но сами по себе вагоны никуда не поедут.

Рассказывайте о волонтерстве
много, увлеченно, а главное – регулярно

Чтобы увлечься делом, человеку нужно с ним познакомиться. А как познакомиться с миром, которой существует в параллельной реальности, хоть и обитает по соседству? Конечно, нужно рассказывать. Рассказывать много, увлеченно и, что особенно важно,  регулярно. Устно, через приходские листки, приходские группы в соцсетях и всеми доступными способами: кто эти дети, почему они там, какую помощь могу им дать именно я и могу ли чем-то помочь, если у меня нет педагогического, медицинского образования или родительского опыта. Рассказывать о собственном опыте – как радостном, так и печальном, приводить свидетельства очевидцев. Нужно заранее готовить людей «не бояться», потому что эти дети иначе выглядят, иначе коммуницируют с миром.

Людям важно не чувствовать себя брошенными

Когда работа начата, задача «старшего на отряде», на мой взгляд, сводится к двум аспектам: забота о добровольцах и забота о себе.

Про заботу о добровольцах. Людям, особенно на первых порах, важно не чувствовать себя брошенными. Поэтому координатор группы прихожан берет на себя труд встроить новичка в работу, объяснить правила, рассказать о запретах, ответить на вопросы. Не оставлять его одного. У нас в «Даниловцах» этот принцип работает так: координатор заботится о волонтерах, чтобы они могли правильно позаботиться о подопечных.

Без подпитки свежими силами
любое добровольчество долго не протянет

Повторюсь, залогом успеха станет наличие или воспитание на приходе такого активиста. Поэтому ему тоже нужна поддержка как со стороны главы общины, так и со стороны прихожан. Ресурсная, молитвенная, моральная. Имеет смысл заблаговременно оговорить с настоятелем расписание работы группы, возможности выделения на приходе помещения для сбора добровольцев, размещения объявлений, о форме и  частоте ведения отчетности, о помощи других приходов добровольцами и пр.

Нужно быть готовым, что люди-вагончики не будут вечно заниматься этим делом. У них могут меняться жизненные обстоятельства, кто-то будет понимать, что служение не по силам (кстати, такое часто бывает в ДДИ). А, значит, люди будут уходить. Без подпитки свежими силами любое добровольчество долго не протянет. Поэтому стоит заранее продумать, откуда вы будете привлекать новых участников.

Записала Анна РЫМАРЕНКО

 

Дорогие друзья! В данный момент добровольческое движение «Даниловцы» переживает крайне непростые времена, остро нуждаясь в средствах для своего дальнейшего существования.  Стать волонтером и помочь волонтерскому движениюможет каждый, имеющий хотя бы искорку желания делать добро.

Добровольческое движение «Даниловцы» – это общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и  регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными. «Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, восемнадцать постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Нажимая кнопку Пожертвовать я соглашаюсь с договором оферты о добровольном пожертвовании и Соглашаюсь на обработку моих персональных данных

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных