Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» рассказал православному порталу о благотворительности и социальной деятельности МИЛОСЕРДИЕ.RU о клубах волонтеров «Норильского никеля».
«Норильский Никель» всерьез занялся развитием корпоративного волонтерства. На предприятиях компании в городе Заполярном Мурманской области и в Норильске открылись клубы волонтеров.
Что такое корпоративное волонтерство? Каждая отдельная компания и тем более каждый эксперт решают по-своему.
Для очень многих – это разовые акции, когда весь трудовой коллектив два-три раза в год сажает деревья, убирает территорию, поздравляет детей, и тому подобное. Такие волонтерские дела по-своему полезны и востребованы. А, главное, они понятны и наглядны. Однако, этот вид корпоративного волонтерства – пройденный этап. В этом направлении трудно размышлять творчески. Субботники, при всей их нужности – не более чем субботники. Детские утренники – не более, чем утренники.
В чем основная проблема «субботников»? У большинства участников, даже при понимании нужности, сердце остаётся холодным. Да – раскрасили детскую площадку, да нам было весело, да вместе с нами копал землю директор и его замы, да неплохо провели время на природе.
Но… причем тут я? Какое отношение все это имеет к моим желаниям и мечтам? В ответах на такие личные и честные вопросы коренится вся сила волонтерства, именно отсюда рождается свободная воля.
Правда, здесь же таится и парадокс. Хотим, чтоб волонтерство было искренним, ответственным, эффективным, долгосрочным? Надо, чтобы каждый смог реализовать свою добрую мечту. Однако, невозможно чтобы все начали заниматься реализацией своей собственной личной мечты. Кто пойдет в лес, кто по дрова. Общего дела не получится. Да и причем тут корпорация?
«Норильский никель» созрел и решил попробовать нечто более сложное, но при этом и более творческое, чем волонтерство акций. Собственно, это и назвали клуб волонтеров. Это своего рода ресурсный центр, главным двигателем которого являются добрые идеи сотрудников «Норильского никеля».
Вот, к примеру, истории, что я слышал. В Мончегорске (Мурманская область), видимо, в одном из дворов есть неудобная и старая лестница, ходить по которой старикам очень трудно, а в гололед, вероятно, невозможно. Несколько сотрудников решили отремонтировать лестницу, и приладить к ней новые перила. А другие сотрудники хотели бы оборудовать опасные участки автодороги с плохим обзором проезжей части яркими предупреждающими знаками для пешеходов. Эти добрые дела требуют не только материалов и денег (пусть и небольших), но, что самое нужное – волонтерского труда.
Или вот задумка из Норильска – сделать курсы компьютерной грамотности для взрослых и пожилых людей. Оказывается, не только старики, но множество сорокалетних не знают, как пользоваться компьютером и даже смартфоном. Правда, в этом случае, в качестве волонтеров хотели бы привлечь старшеклассников. Есть в Норильске и желание сделать благотворительный базар для обмена ненужными вещами и даже мебелью.
Таким образом, клуб волонтеров – это место, где помогут идею оформить в своего рода проект или даже программу. Где поддержат ресурсами или даже деньгами – на конкурсной основе, конечно. В клубе волонтеров помогут найти единомышленников-волонтеров, научат правильно организовать свой труд и так устроить дело, чтобы волонтеры остались довольны и захотели помогать еще.
Кстати, следует отметить, что моногорода и крупные предприятия диктуют свои особенности даже волонтерству. В мегаполисах вполне актуальна социальная тема – есть детские дома, больницы, дома престарелых. Есть и бездомные. В моногородах ничего этого может не быть. Или доступ в единственную больницу в городе может быть закрыт из-за боязни руководства – абы чего с этими волонтерами не вышло. Получается, что моногорода в большой мере лишены очень значимой и эмоционально насыщенной волонтерской темы. Поэтому, акцент на понятных и простых делах, на том, что составляет жизнь сотрудников компании – на лестнице, на дорожных знаках, на поддержке стариков – очень верен.
Итак, в той модели, что выбрана «Норильским никелем», центр силы не сверху, не на вершине управленческой пирамиды, а внизу, в желаниях и инициативах простых сотрудников компании. Волонтерские центры – это творческое и ресурсное пространство. Такое корпоративное волонтерство мне понятно, оно учитывает базовые социальные законы добровольчества.
Два месяца назад мне довелось побывать в Мончегорске, пообщаться и поработать с сотрудниками горно-металлургической компании. Я тогда очень отчетливо для себя понял разницу между волонтерством в благотворительной организации (или в волонтерском движении) и тем волонтерством, что может быть среди работников большого комбината. По итогам поездки я подготовил достаточно пространную заметку на эту тему. И я рад, что мои размышления оказались созвучны тому, что сделал «Норильский никель».
Что представляло из себя открытие волонтерских клубов? Активных сотрудников, желающих развивать волонтерство или в чем-то поучаствовать, пригласили на встречи. Задачи таковы – познакомить людей между собой, услышать об их задумках, объединить по интересам, наладить коммуникацию, познакомить с опытом зарекомендовавших себя проектов. В нашем случае – с проектом «Полдень» и Школой социального волонтерства «Даниловцев». Дать представление о возможной поддержке и анонсировать специальное проектное мероприятие, где помогут оформить проекты и получить поддержку, в том числе в виде адресных консультаций о волонтерской стороне дела.
Для меня было важно раскрыть перед сотрудниками «Норильского никеля» тайну волонтерства: один в поле воин. Ресурсы для волонтера вторичны. Важны, но вторичны. Особенно, если речь идет об отдельных мероприятиях.Для иллюстрации своего утверждения я привел примеры некоторых известных на всю Россию организаций, начавшихся с доброго дела простых людей. Такова история и фонда «Подари жизнь» и «Волонтеры в помощь детям сиротам» и многих других. Если человек желает воплотить то, что созрело у него в душе, то у него все получится.
Я постарался поделиться и своими мыслями о той социальной технологии, что являет собой волонтерство. Я обратил внимание каждого участника нашей встречи на их мотивы и позицию. Кто каждый из них? Тот, кто сам хочет сделать что-то конкретное доброе? Или тот, кто готов помогать? Если второе – следует искать лидера, к которому подстроиться.
Если же среди работников компании есть желающие сделать что-то конкретное, то главное для них в этом «клубе волонтеров» не просто говорить: «я хочу», но стать лидером своего дела. И еще очень важно описать свое желание, превратить его в проект, то есть последовательность действий и список необходимых ресурсов, прежде всего волонтерских.
Я постарался донести ту мысль, что научиться привлекать волонтеров можно, если ты – лидер и тебе ясно для чего. Волонтеры и сами придут, если идея будет понятная и простая, если труд их будет организован, если они не будут делать ничего лишнего, если им будет гарантирована безопасность и поддержка – в том числе и психологическая. Все это, конечно, предполагает большую ответственность лидера не только за свое дело, но и за группу своих помощников-волонтеров. И этому тоже можно и нужно учиться.
Следующий шаг программы корпоративного волонтерства «Норильского никеля» – конкурс волонтерских проектов, обучение, консультации и ресурсное обеспечение. А там и добрые дела пойдут. Я уверен, что это очень перспективная история, конечно при должном отношении к ней со стороны руководства компании и при отказе от спешки. Семена прорастают долго, зато дают обильные плоды.