В летней студенческой жизни этого года был создан прецедент: впервые студенты непрофильного вуза, не связанного с социальной сферой,  попали на волонтерскую практику. Институт бизнеса (ИБДА РАНХиГС) и  Добровольческое движение «Даниловцы» – организаторы этой практики –  считают, что игра стоила свеч: будущие бизнесмены и управленцы соприкоснулись с реальной жизнью, получили урок милосердия, а мир стал чуточку теплее.

Бизнесу важно учиться эмпатии

«Наши студенты – будущие бизнесмены, управленцы. Им предстоит принимать решения, от которых будут зависеть другие люди. Профессиональные компетенции и навыки они приобретут в вузе. А как обеспечить формирование их личностной зрелости?Мы решили дать старт этому процессу через приобщение студентов к практике социальной активности, в рамках которой абстрактные принципы гуманизма и справедливости наполняются живым содержанием и проявляются как сострадание и милосердие», – говорит Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор, завкафедрой гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности.

Студенты крупных столичных вузов, как правило, дети из вполне успешных и благополучных семей,слабо представляют, что такое волонтерство на самом деле. Оно для них – престижная и комфортная работа. Например, ребята выступают в качестве волонтеров на Гайдаровском форуме, которыйежегодно проводит РАНХиГС, и где собираются представители политической и экономической элиты со всего мира. Конечно, чувствовать свою сопричастность миру великих, сопровождая известных персон с бейджиком на груди – это предмет гордости. Так же, как, например, и на Олимпиаде в Сочи. Но это – лишь частный случай, своего рода гламур, считает Ирина Колесникова. Подлинное волонтерство – это милосердие и труд.

Перед студентами-первокурсниками была поставлена исследовательская задача: разобраться, кто же такие волонтеры, понять идею и миссию благотворительности и волонтерства. Участвовать в самих волонтерских мероприятиях или нет – это был свободный выбор молодых людей. «Мы все же надеялись, что наши студенты не останутся равнодушными и вольются в волонтерскую работу, и не ошиблись. Во многом это произошло благодаря грамотной работе кураторов групп от Добровольческого движения «Даниловцы». Но принцип добровольности был соблюден», замечает декан факультета.

«Это была нужная для обеих сторон встреча»

«Нужно, чтобы молодые люди видели жизнь с разных сторон. Может быть, они и не встретят никогда в своей карьере людей из благотворительной сферы – так давайте их познакомим уже сейчас!» – замечает Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы». У движения уже был опыт взаимодействия со студентами РГСУ, но это понятно – производственная задача вуза близкая, и сами студенты подготовлены к тому, во что погружены волонтеры. А вот что такое поработать с 70 студентами из непрофильного вуза? Предложение  ИБДА РАНХиГС взять студентов на практику было, конечно, вызовом для нас. Но «Даниловцы» этот вызов приняли!

«У нас 18 волонтерских групп, но принять студентов – с учетом направленности работы наших групп-  смогли 6 наших волонтерских коллективов. Мы не стали приглашать студентов на все наши направления, поскольку некоторая работа слишком эмоциональна.  Например, в психиатрическую больницу мы их не пустили, там такая атмосфера, что даже студенты РГСУ там плакали», – рассказывает об организации взаимодействия со студентами Юрий Белановский.

И закрутились шестеренки. Координаторы групп далее сами распределяли работу студентов, которые должны были успеть за практику посетить несколько направлений. Это были группа помощи бездомным, группа при НИИ имени Бурденко, волонтерский коллектив при ФНКЦ имени Димы Рогачева, 28й детский дом-интернат для умственно отсталых детей и психоневрологический интернат номер 30.

Как отмечает Юрий Белановский, результаты хорошие – никаких ЧП или срывов не произошло, студенты поняли смысл волонтерской работы. «Для студентов это был период профессионального роста – и для координаторов тоже», – замечает руководитель «Даниловцев». – Обычно координаторы встречаются с мотивированными людьми, у которых уже есть четкая позиция, они привыкли, что вокруг них герои, настоящие помогатели, а оказалось, что волонтеры могут быть совсем «зелеными», и с ними еще нужно работать и работать».  Как замечает Юрий Белановский, в итоге учились все, и студенты, и координаторы групп. Для координаторов это было своего рода открытием и своего внутреннего потенциала: они поняли, что нужно правильно настроить людей, выстроить границы безопасности, позаботиться, чтобы волонтеры эмоционально не пострадали, быть начеку.

«Они поняли, что сострадание и жалость – это разные вещи»

Как отмечает Александра Соломатина, координатор группы «Даниловцев» в  ФНКЦ имени Димы Рогачева, в России молодые люди плохо представляют себе, что такое волонтерство. «В США, например, это обязательное времяпрепровождение. У нас в стране такая работа ведется уже 15 лет, «Даниловцы» существуют 9 лет, но все равно нас многие и часто спрашивают: «А зачем вы это делаете? Как вы это совмещаете с работой? Реально ли это  – в нашем современном активном ритме жизни работать и еще волонтерить?». И наши студенты-практиканты слушали  нас с открытыми ртами». Саша также замечает, что студенты были мало осведомлены и о проблемах онкологии, и о том, как это переживают дети. «Для многих это стало абсолютно новым опытом – они не совсем понимали, куда они идут и для чего. Можно сказать, что кому-то это было даже страшно, они испытывали стресс от неизвестности. Но ребята ответственно подошли к делу.  Мы видели, как  они волновались, но они серьезно были настроены, а еще мы благодарны вузу, что студенты были все же подготовлены технически – они понимали правила нашей работы, знали, что нужно брать с собой».

Саша Соломатина рассказала своим подопечным, в чем же заключается суть волонтерства, что происходит в детском онкологическом отделении, как взаимодействовать с юными пациентами, например, что нужно быть осторожным, не обнимать крепко, потому что можно повредить катетеры, не угощать детей. Или что, чтобы не травмировать ребенка и самого себя, лучше ничего не обещать ребенку, не говорить «я еще приду».  «Мы обычно возвращаем волонтеров на землю, когда они хотят «спасти» этих детей, объясняем, что они и так максимально делают все, что могут», – замечает Александра.

А потом волонтеры отправлялись в игровую комнату  – их главная задача в больнице не ухаживать за маленькими пациентами, а играть с ними. Этим детям очень не хватает внимания и переключения на радостные эмоции. «Кто-то из студентов попадал на творческие занятия, кто-то на настольные игры. Все отлично справлялись, – рассказывает Александра Соломатина. – Вопросы были разные. Кто-то спрашивал, а не станет ли мне плохо при виде капельницы, при виде ребенка без волос и с маской на лице? Не заражусь ли я? Мы все объясняли.  Такой ценный опыт – посмотреть, как бывает иначе, как живут другие люди, как им можно помочь – расширяет сознание человека.  Думаю, некоторые из них, закончив институт, еще прикоснутся к волонтерской жизни. Пусть это хотя бы 4 человека из 70, но это тоже важно».

Дмитрий Иванин, который координирует работу волонтеров в группе помощи бездомным, в свою очередь, рассказал студентам о важности правильного отношения к бездомному человеку, о том, почему люди попадают в трудную жизненную ситуацию, почему бездомный не может выйти из нее сам, какие происходят изменения в его социальной жизни, когда он годами живет на улице. «Мы рассказали, что работаем как часть сообщества – в сотрудничестве, например, с  Департаментом соцзащиты и несколькими крупными некоммерческими организациями, – говорит Дмитрий Иванин.  – У нас низкопороговая помощь – еда, одежда, но за этим стоит нечто большее:  мы стремимся установить взаимоотношения и поддержать человека в его попытках изменить свою жизнь,  мы рассказываем им, куда обращаться, когда нужна медицинская или юридическая помощь. Задача волонтеров – помочь тем, кто живет на улице, сориентировать тех, кто недавно стал бездомным».

«Мы получили важные навыки!»

Студенты признают, что получили огромную пользу от прохождения практики: «Это навыки общения с детьми, а также анализ и изучение их поведения. Мы при­обрели опыт в общении с теми, кому тяжело общаться с окружающими, а также почувствовать тягость жизни тех, кто не имеет собственного дома и средств к су­ществованию. Мы научились взаимодействовать с теми, кто действительно нужда­ется в нашем внимании» (из отчета группы 8). Ребята были искренни в своих отзывах: не всем понравилась идея социального волонтерства, кто-то признал себя не готовым к такой деятельности. По мнению студентов, в волонтерстве важно «настоящее, а не натянутое сопереживание тем, кому мы помогаем» (из отчета группы 4), и к такой работе нужно быть морально готовым.

Вот что рассказали сами ребята о своей волонтерской практике.

НИИ нейрохирургии имени Бурденко: «Когда пришли дети, мы постарались занять их различными играми, рисованием и лепкой из пластилина. Больше всего им понравилось лепить, в конце, на большом столе мы собрали огромное количество различных животных из пластилина. Некоторые дети были в постоперационном состоянии, им хотелось уделить чуть больше внимания: помочь с рисунками или лепкой, почитать для них книжки. В целом, это место оставило приятные воспоминания» (из отчета группы 9).

ФНКЦ имени Димы Рогачева: «Дети, которые проходят курс реабилитации после тяжелых заболеваний, как ник­то нуждаются во внимании и поддержке. Достаточно простого общения, чтобы наполнить их день радостью и отвлечь от огромного количества проблем, свалившихся на их плечи. Играя с детьми, разговаривая с ними, наблюдая за ними, можно научиться одной вещи – никогда не сдаваться. Какая бы жизнь ни была, в какой бы ситуации ты не оказался, нельзя сдаваться, нельзя опускать руки, надо пытаться, надо искать решение проблемы, надо пробовать, и тогда жизнь на самом деле можно назвать «жизнью». Так и в нашей профессии: нужно всегда стремиться к совершенству, а если что-то не получается, то не стоит огорчаться, возможно, там лишь нужен другой подход» (из отчета группы 2).

«По окончании нашей практики ко мне подбежала одна девочка и попросила меня обнять…это было настолько искренне, была такая доброта, что сложно описать…» (Армен Микаелян, группа 2).

«Сначала было страшно от незнания, что нас ждет, от мыслей, то дети не захотят с нами играть, что мы им не понравимся. Однако, увидев, как они рады, что мы пришли, я тоже обрадовалась. Мне очень понравилось играть с детьми, лепить с ними животных, рисовать акварелью, придумывать различных героев для театра теней. Я очень рада, что мне представилась возможность попробовать себя в роли волонтера. Мне нравится идея добровольчества, поэтому я уверена, что в будущем я бы хотела присоединиться к волонтерскому движению» (Елена Дзюбанова, отчет группы 10).

Помощь бездомным на Павелецком вокзале: «В самом начале мы приехали туда, где происходит вся подготовка перед тем, как поехать на вокзал. Там волонтеры готовят, собирают все необходимое для того, чтобы накормить бездомных и нуждающихся пожилых людей. Добравшись до Павелецкого вокзала, мы помогли обустроить столы и накормить. Весь процесс проходил под наблюдением куратора Дмитрия. Люди были очень добрые, благодарные и отзывчивые» (отчет группы 9).

«Волонтёры выносят большие столы, ставят их рядом со скамьями, находящимися на аллее перед вокзалом, ставят большие кастрюли, пакеты с едой и начинают раздавать её бездомным людям. Наша группа была «переходной»: первую половину времени мы провели в христианском центре, где помогли приготовить еду, раздаваемую бездомным, а вторую половину времени мы провели непосредственно на вокзале, наблюдая за работой волонтёров и принимая участие в их деятельности.  В работе с данной категорией волонтеру придётся нелегко. Ведь такой человек разочарован в жизни и в себе, он может не видеть стимула к жизни. Важно вернуть желание жить полноценной жизнью, как и все люди, работать и преодолевать трудности. Человек, который потерял свой нравственный потенциал, вряд ли найдет стимул преодолевать свои проблемы» (отчет группы 2).

«Несмотря на то, что эти люди жили на улице долгое время и потеряли связь с обществом, они были очень воспитанные и организованные, вели себя порядочно, некоторые из них имели достойное образование. После этой площадки я осознал, что такое несчастье может случиться с каждым человеком и поэтому нужно ценить то, что имеешь» (Даниил Цветков, отчет группы 2).

«Я был поражён количеством людей, которые пришли к Павелецкому вокзалу. И поначалу мне они показались обычными людьми, которым просто не повезло. Но потом, поговорив с некоторыми из них и послушав их разговоры между собой, я задумался: а действительно ли им не повезло? Может, они просто не знали, как быть в этой жизни и что им делать? Я считаю, опыт, полученный от работы на данной площадке, очень ценный для нас – мы должны учиться и трудиться, чтобы не оказаться в подобном положении» (Владислав Горбунов, отчет группы 2).

«Я считаю, что для решения возникшей у определенных слоев общества проблемы необходимо тратить средства и делать основной упор не на временную стимуляцию жизни нуждающихся, а на устранение корня проблемы. Бездомных нужно не кормить, а помогать им становиться собой, поддерживать их во всех начинаниях и предоставлять им конкретные пути «становления на ноги». Не думаю, что я когда-либо вернусь к волонтерствупосле окончания вуза, но буду стараться выделять денежные средства на помощь нуждающимся, так как никто не застрахован от попадания в ситуацию немощности. Волонтерская деятельность дала задуматься о социальной ответственности перед обществом. Мы, как будущие руководители, обязаны не забывать заботиться о наших подчиненных и быть готовыми к общению с «нестандартными» людьми» (Даниил Дегтяренко, отчет группы 5).

Психоневрологический диспансер: «Пожалуй, самое трудное в эмоциональном плане место, но все прошло очень хорошо. Там мы помогали пациентам рисовать, используя различные техники, никаких проблем в процессе не было. И пациенты, и куратор, и волонтеры в конце были довольны проведённым временем и результатом» (отчет группы 9).

«Впечатления остались двойственные. С одной стороны, я была рада увидеть, что интернат прекрасно обустроен по сравнению с другими больницами, и люди, живущие там, не изолированы от всего мира, а наоборот – к ним приходят волонтеры, с которыми они проводят время, общаются. Но с другой стороны, к сожалению, я принимаю всё очень близко к сердцу и мне очень тяжело находиться в таких местах. Я чувствовала себя “не в своей тарелке” и боялась сказать или сделать что-то не так» (Арина Лукина, отчет группы 5).

Будущие менеджеры  и бизнесмены, считают студенты, должны хотя бы раз поучаствовать в волонтёрской деятельности, чтобы понимать, как действовать в будущем, как правильно ставить перед собой цели и находить верные пути их достижения: «Это ценнейший опыт, который позволит найти своё место в жизни. Волонтёрская деятельность – это первый шаг к улучшению мира» (отчет группы 2).

«Волонтерство- это прекрасный способ получения коммуникативных, лидерских навыков, а также уникальная возможность приобрести бесценные знания.  Помогая Добровольческому движению ‘’Даниловцы’’, мы получили и развили следующие навыки: исполнительность; ответственность; восприимчивость; организованность; коммуникабельность, общаясь с организаторами и с детьми, которым мы помогали, а также умение внимательно выслушать, понять собеседника. Это необходимые навыки не только волонтера, но и лидера. Кроме того, волонтерство помогло нашей группе лучше понимать друг друга и стать настоящей сплоченной командой» (отчет группы 9 ).

«Волонтерство – это возможности самореализации»

Что приводит человека  в волонтерство? Студенты выявили довольно много разных причин. Психологические и духовные мотивы:  борьба с одиночеством, ощущение нужности, личностный рост, вера в бога, чувство моральной повинности помогать другим, искупление вины. Социально-психологические мотивы: потребность в чувстве единства с людьми, потребность в общении, выражение солидарности к другим, развитие коммуникативных навыков. Эмоциональные мотивы: улучшение своего эмоционального состояния, получение морального удовлетворения от помощи другим людям, способности что-то изменить. Социальные мотивы: желание сделать свой вклад в развитие своего района, знакомство с новыми людьми (расширение социальных связей), реализация собственных идей, почувствовать общественное содержание работы, нужность своего труда, чувство патриотизма, преодоление стереотипов, просьбы друзей, пример родителей, корпоративный принцип. Образовательно-профессиональные мотивы: получение новых знаний, навыков, опыта по своей специальности, применение своих знаний на практике, подготовка себя к карьере, бесплатное обучение. И даже гедонистические мотивы: развлечения, отдых, досуг. (из отчета группы 12).

При этом, замечают студенты ИБДА РАНХиГС по итогам своей волонтерской практики, всех волонтеров объединяют потребности в росте и расширении своего опыта, в повышении своего жизненного статуса, в общении, признании и сотрудничестве.

Свежий взгляд и рацпредложения

Приятным открытием стало то, что студенты не только с готовностью присоединились к волонтерской работе, но и начали предлагать свои идеи, как сделать ее лучше. «Они поняли, что не все может делать государство, – рассказывает Дмитрий Иванин. – Начали предлагать идеи, как, например, построить взаимодействие с крупным бизнесом, с ритейлом, например, чтобы те могли помогать бездомным, отдавали бы просроченные продукты.  Или, скажем, как привлечь кафе или кейтеринг – у этих компаний часто много остается еды после банкетов, ее тоже можно было бы отдавать.  Еще один тренд – фудбанки, когда компании часть продукции, когда они уже знают что не продадут ее, отдают в фудбанк, а тот уже распределяет по более мелким организациям, контролирует юридическую чистоту и так далее. Такиеагрегаторы еды могли бы быть полезны.  Ребята отмечали важность предоставления бизнесу знаний и идей о том, как помогать, как доносить важность волонтерства до других».

Еще студенты предложили идею создания защищенных рабочих мест. У бездомных проблема в адаптации к работе и дисциплине, когда они уже давно прожили на улице, поэтому их не везде берут или берут туда, где они пробудут недолго.  Поэтому, по задумке студентов ИБДА РАНХиГС, можно было бы создавать рабочие квоты для бездомных – по принципу квот для инвалидов. НКО могли бы выступать операторами-сопровождающими таких работников для государства, и это помощь более значимая, чем еда, хотя и требует больших затрат и владения соответствующими технологиями.

«Для нас было важно соприкоснуться с немного другим миром. Обычно мы работаем с теми, кто сами добровольно и по желанию к нам приходят, а мы работали в этом случае с теми, кто сам пока не понял, для них ли это, – поясняет Дмитрий Иванин. – Идеи изменить мир к лучшему у этих студентов есть, хотя и нет пока понимания, как это сделать. Думаю, для них было важно понять, что такое социальные технологии  – это  в какой-то степени тоже бизнес-технологии, только в другом секторе. И они поняли, что гражданское общество подразумевает наши совместные усилия».

«Это рыцари нашего времени»

Благотворительная организация, считают студенты, – это процесс, который наделяет волонтёрскую деятельность функцией нравственного воспитания. Благодаря этому происходит возрождение фундаментальных ценностей, таких как справедливость, милосердие, гуманность и других не менее важных.

Тех, кто работает в «третьем» секторе и в том числе занимается волонтерством, ребята оценили как неравнодушных и благородных людей: «Мир жесток и порой случаются ужасные вещи. Человек ломается и теряет связь с реальностью и нуждается в помощи и поддержке. Именно в эти моменты жизни на помощь и приходят те самые люди, которые просто хотят сделать наш мир лучше, ярче. Они движимы этой идеей и каждый раз, вставая с кровати, они понимают, что сегодня они хоть и немного, но сделают наш мир чуточку лучше. Они, своего рода, рыцари нашего времени, пытаются защитить свет в нашем мире. Отличает их от всех нас именно их внутреннее тепло, которое распространяется на окружающих, которые нуждаются в этом» (из отчета группы 3).

«Волонтёр – это человек, добровольно занимающийся за свой счётбезвозмездной общественно полезной деятельностью. В ходе беспристрастного исследования и наблюдения за волонтерами во время нашей практики мы, конечно же, отметили их самоотдачу, толерантность к окружающим, эмпатию – то есть способность понимать внутренний мир и переживания других, непоколебимый моральный дух, терпение и альтруизм» (отчет группы 9).

Приобщение студенчества к рыцарству – это и ступень в личностном развитии, и вклад в формирование гражданского общества. А бизнес лишь тогда бывает устойчивым, когда мотивируется не только прибылью, но и служением высшим ценностям, главная их которых – человек.

В конце сентября ИБДА РАНхиГС и движение «Даниловцы» проведут Круглый стол, пригласив к разговору и другие НКО и вузы: по мнению организаторов студенческого волонтерства, такую практику нужно повторять и расширять.