То, что между гениальностью и безумием – грань очень тонкая, подтверждается за закрытыми дверями психиатрических больниц и психоневрологических интернатов. Вы идете туда, рассчитывая увидеть совершенно определенных людей. А встречаете женщину, которой там не с кем поговорить об одиннадцатеричной системе счисления. И хорошо, если вы хоть пару слов по этой теме сказать можете…
— Алиса плохо контактирует с остальными жительницами психоневрологического интерната, — рассказывает Николай Левит, волонтёр движения «Даниловцы». — Насколько я знаю, там, в основном, люди с умственной отсталостью. А у Алисы — шизофрения, и интеллект, наоборот, обострён. Для нас, волонтёров, это выражается в том, что на наших занятиях Алиса, как правило, сидит в сторонке и считает это всё детским – то, что так нравится остальным: попеть песенки из мультиков, например. Недавно гуляли, распевали: «Куда идёт король – большой секрет!..». Все маршируют, подпевают, а Алисе не нравится. Ей хочется как-то интеллект свой занять, но всё не получается.
То есть, с одной стороны, она на наши встречи приходит, а с другой, никогда в них не участвует. Очень редко удаётся её вплести в общий процесс. Как правило, она выходит в коридор, но потом снова возвращается. И в какой-то момент она попросила, мол, можно со мною кто-нибудь тоже пойдёт? И с тех пор прижилась такая форма общения: все занимаются с группой, а с нею кто-то в соседней комнате беседует.
Однажды и мы с Алисой так поговорили. Оказалось, в детстве она училась в обычной школе, и ей очень нравилась математика. Так как мне математика тоже нравилась, я стал переходить с темы на тему, чтобы лучше понять, к чему Алиса тяготеет, найти с ней общий язык. И мне запомнились два момента, и оба они связаны с числом 11.
Еще до школы Алиса придумала одиннадцатеричную систему счисления, придумав в ней своё название для числа 11. В шесть лет у неё не было представления о разрядности, однако это была именно другая система счисления! То есть, она подвергла сомнению сами основы: почему 10, а не 11? И второй момент: она рассказала мне о признаке деления на 11, который тоже подметила сама — сумма чётных цифр числа должна быть равна сумме нечётных. То есть, первая цифра плюс третья должны равняться сумме второй и четвертой. Мы с ней проверяли первые попавшиеся числа. Трехзначные – это было неинтересно, мы брали шестизначные. Алиса всё это очень ловко считала в уме, и нам тогда удалось пережить некий общий математический восторг.
Ещё она не раз говорила, что остальные подопечные не испытывают тепла к этому месту, а для неё интернат – это её дом. Ей хочется, чтобы здесь было комфортно и хорошо. А однажды она подошла ко мне и попросила с нею потанцевать. И под какую-то мелодию мы немного потанцевали. Для меня как для волонтера это был выход за рамки рекомендованного: всё-таки парные танцы – это уже некая близкая дистанция, ситуация небезопасная… Однако наш танец продолжался полминуты, после чего Алиса сказала что-то вроде «Мерси!» и отошла…
-—
Чтобы мы и дальше могли навещать людей в ПНИ, нам нужна помощь. Пластилин, бумага, маленькие подарки – все это хоть и немного стоит, но требуется нам постоянно. Мы будем благодарны любому пожертвованию!