Портал «Мой район» опубликовал материал о Добровольческом движении Даниловцы.
В тихих двориках за Ленинским проспектом, за бледно-салатовым железным забором стоит трёхэтажное кирпичное здание. Это — детско-подростковое отделение наркологического клинического диспансера. Еженедельно по четвергам и субботам к подопечным приходят волонтёры движения «Даниловцы».
…Долго пытаюсь открыть тяжёлую железную дверь на входе. Наконец, она поддаётся: коридор заставлен объёмными кофрами. В них бас-барабан – «бочка», хай-хэт – тарелки и малый барабан, а ещё стойки к ним и педаль с колотушкой. Рядом стоят Ильнар и Максим.
Максим сегодня выступает волонтёром на автомобиле – привёз в диспансер все эти инструменты, а так он – учредитель одного из московских центров искусств. Ильнар же – профессиональный музыкант и преподаватель игры на барабанах. Он начал заниматься в 17 лет, и барабаны стали для него настоящим открытием, музыка просто потрясла его. Теперь Ильнар стремится знакомить с этим миром других людей – показывать, какую радость, какой кайф может доставлять музыка. И сегодня он проводит мастер-класс для наших подопечных из наркодиспансера, которые были увлечены другим кайфом, разрушительным – отчего здесь, собственно, и оказались.
Волонтёр Женя провожает нас в одну из подвальных комнат с железными шкафчиками – так называемую «волонтёрскую». Переобуваемся в сменку, а Женя забыла и надевает «дежурные» розовые тапки в крупный горох. Они смешно контрастируют с её модными узкими джинсами. Женя волонтёрит в этой группе с сентября. Ей нравятся подростки, она смогла найти с ними общий язык.
Поднимаемся на второй этаж. «Бочка» пытается застрять в узком проёме – но нет, вроде пронесли. Идём по проходу к игровой, а по обеим сторонам на стульях сидят подростки и внимательно изучают нашу делегацию. Женя бодро призывает: «Все к нам! Мастер-класс по барабанам!» «А гитары случайно нет? Была б гитара – я б пошёл, а так не…». «Вот только барабанов не хватало тут…», — скептически отзываются ребята. Но четыре-пять всё-таки пришли: «Да хоть какое-то развлечение! Всё равно интересней, чем в коридоре сидеть!»
Сели в круг, знакомимся, и это смахивает на сцены из американских фильмов про сообщества анонимных кого-то. «Я З., и я наркоманка!» — «шутит» кареглазая девчуля в очках и хохочет, но повисает неловкость, все прячут глаза… Ильнар показывает, как звучат барабаны в поп-музыке, как – в роке, а как – в драм-н-бэйс. И музыка удивительным образом преображает аскетичную комнату с откидными стульями вдоль стен.
Ребята подались вперёд, слушают игру Ильнара, кто-то притопывает в такт. Один из часто используемых битов — одновременный удар по хай-хэту и бочке, затем по хай-хэту, снова одновременный по малому барабану и хай-хэту, и опять один хай-хэт – Ильнар предлагает попробовать подопечным. Кто самый смелый? Барабанная дробь!
Выходит С. Он старается, но получается у него так себе. Ильнар терпеливо объясняет снова и снова — «бочка – пустой – ручка – пустой». С. удивлён – это казалось таким простым, а выполнить сложно, руки и ноги путаются… Он покидает установку, и все аплодируют, громко и искренне – за смелость.
Потом выходит К. Он балагурит, ребята над ним тоже подтрунивают – «К. – барабанщик!», и ещё что-то про его странную мимику и про спайсы. У него тоже не особо получается, но его это, похоже, совсем не расстраивает.
Следующий — Д., он левша – руки с палочками перекрещивать не надо. Д. смугл, огромен и бородат, похож на добродушного медведя из русской народной сказки. Он смог проиграть рисунок, не сбившись, 12 раз подряд. Это рекорд!
А вот пробует девушка, В. Её смущает каждая её ошибка, она полушутливо досадует. В. грозит срок за распространение наркотиков. Кто-то из её родственников уже в тюрьме, а сама она тут, в наркодиспансере, за барабанной установкой.
Звук барабанов притягивает всё новых и новых подростков, в душной комнате их уже человек 12. Парень в модном сером свитере с алой надписью Supreme смотрит свысока, всех обшучивает, но сам выйти барабанить не спешит. А вот его молчаливый друг с длинной чёлкой не оробел — и побил предыдущий рекорд, не сбившись, сыграл 16 раз подряд! Пока он шёл к своему креслу – скромно, но горделиво – его купали в овациях. Ребята оживились – кто-то тоже решился попробовать, кто-то занял очередь после всех второй раз поиграть.
Ильнар каждому помогает, находит верный тон какой-то и правильные слова. Волонтёр Женя сидит рядом с барабанной установкой и очень живо переживает за каждого – заламывает руки, закатывает глаза, подсказывает.
Координатор Катя волонтеров полушёпотом беседует с подопечными и следит за общим порядком.
Садится барабанить та самая З. Впервые в жизни – а как всегда играла! Рекорд не побит, но Максим сказал, что без сомнений пригласил бы её в Артис – у неё отличное чувство ритма! З. смущена, а глаза сияют.
Д. садится играть снова. Он принял вызов и настроен побить рекорд того, с чёлкой. Но ему не удается – он волнуется, сбивается и злится. Балагур К. подмечает это и дразнит Д. уже прицельно. Д. смотрит исподлобья и грозит ему огромным кулачищем. Детей уже человек 18. По словам Кати, такой аншлаг был разве что на кулинарных мастер-классах.
«Они тут сильно ограничены во вкусняшках, и когда у нас кулинарные мастер-классы – сбегаются все!» Катя здесь координатором полтора года, а до этого ещё столько же в этой группе волонтёрила. Катя иллюзий по поводу подопечных не строит, она может показаться строгой, даже резкой. Однако именно в этой группе она, похоже, на своём месте.
«Я просто поняла, что это – моё. Да, подростки сложные. Например, частая история: папы не видел ребёнок никогда, мама одна и устраивает личную жизнь, ей не до подростка. Или сидят родственники… А он куда прибился – там и пытается получить любовь и внимание. Как котёнок бездомный, ищет тепла – кто поманил – к тому на руки и пошёл. Им просто не хватает любви, и они ищут её, где могут».
Сотрудники «Квартала» волонтерам всегда рады, но нянечка в дверном проёме показывает на часы – мол, увы, время вышло. Все бурно аплодируют Ильнару и просят непременно приезжать ещё. Но тут в комнату заглядывает стайка сотрудниц: «Вот у нашей коллеги мечта – поиграть! Можно ей?» Ильнар снова расставляет убранную было в кофры установку, начинает пояснять про «бочка – пустой – ручка – пустой» – но румяная сотрудница машет – мол, не надо, своё! И внезапно выдаёт что-то такое замысловато-ритмичное, что в радостном удивлении лицо вытягивается даже у Максима. В проёме стоят подопечные, и они в шоке! Бурные аплодисменты!
Наш руководитель Юрий Белановский любит повторять, что «Даниловцы» исполняют чужие мечты – а ведь так оно и есть!
Лидия Алексеевская, директор Школы социального волонтёрства, координатор по сопровождению волонтёров Добровольческого движения «Даниловцы»:
«Скоро уже 10 лет, как наши волонтёры посещают подростков в наркологическом диспансере. За это время образовалось немало супружеских пар, которые на обычный вопрос «Где вы познакомились?» честно отвечают: «В подростковом наркодиспансере!» И всегда это вызывает шок: «Как вы там очутились? ЗАЧЕМ?»
И правда — зачем подросткам, которые с одной стороны «знают жизнь не понаслышке», а с другой – с помощью профессиональной команды медиков и психологов проходят реабилитацию в одном из лучших центров Москвы, — зачем им волонтеры? По сути — незнакомые люди, зашедшие из другого мира в замкнутый и сложный мирок? Что эти «наивные» молодые люди могут дать «прожженным» и «проработанным» подросткам?
Сами волонтёры отвечают на этот вопрос так: альтернативу. Пример того, как можно испытать радость без зависимости. Как можно действовать и получать признание, а не осуждение. А ещё, выстраивая с ребятами партнёрские отношения, волонтеры приносят своё уважение.
Волонтёры — это те взрослые, которые не имеют по отношению к этим ребятам ни профессиональных задач, ни корыстных интересов, ни личной вины. Те взрослые, которым подросток может быть интересен только взаимно. Если подростки демонстрируют, что им волонтёры скучны и неинтересны, то волонтёры уважают их выбор и не настаивают. А если подросток проявляет доверие и интерес, вступает в общение, пробует действовать — у него есть большой шанс получить от старших друзей-волонтёров принятие, искреннее восхищение, тёплое сочувствие и заслуженное уважение».
Если вы чувствуете, что у вас есть силы, и вы можете что-то дать подросткам, — приходите к нам волонтёром!
Или поддержите пожертвованием.