Портал «Вечерняя Москва» опубликовал новый материал про волонтеров Добровольческого движения Даниловцы.
Маленькая квартирка на первом этаже. Входная дверь — не по размеру прохода. На пожелтевшей штукатурке в коридоре выцарапано слово «мама». Москвичке, живущей в таких условиях, помогают волонтеры. Корреспондент «ВМ» выяснила, как добровольцы ремонтируют такое жилье.
Елена Иванова всю жизнь работала не покладая рук. Воспитывает сына, чье здоровье волею жестокой судьбы требует слишком больших денег. Сейчас ей сорок, но физическое состояние не позволяет даже пару рулонов обоев перенести. Фамилия, кстати, придумана. Настоящую Елена называть стесняется. За помощью обращаться не привыкла.
— В эту ужасную квартиру я переехала года четыре назад, когда жизнь к стенке приперла, а врачи за лечение сына запросили большую сумму денег, — рассказывает она, поглядывая куда-то в сторону и еле сдерживая слезы. — Тогда неважно было, что это обшарпанная коробка в 47 квадратных метров на первом этаже полупрогнившей «старостройки». Но поживи пару месяцев в таких условиях — самый терпеливый взвоет.
Из-за вечно забитого стояка в квартире постоянные потопы. Причем каждый раз — по ночам. Из подвала постоянно парит. В последний раз, по словам Елены, пар стоял три дня. А как только наступает зима, пол покрывается чуть ли не инеем. Спать порой в куртках приходится.
— На первых порах я пыталась обратиться в управу района, — вспоминает Елена. — Но делать никто ничего не собирался.
Но помощь пришла сама
Добровольческое движение «Даниловцы» объединяет неравнодушных волонтеров по всей Москве. И на объявленный президентом Год добровольца планы у ребят глобальные. Одни помогают бездомным детям, другие сидят с инвалидами. А бригада Сергея Блинова вот уже много лет воскресными вечерами делает ремонты у малообеспеченных семей. Причем столь капитальному подходу позавидовала бы даже профессиональная команда квалифицированных строителей.
— Проблемная квартира — это мягко сказано, — утверждает Сергей, осматривая покрытые плесенью углы и проверяя уже давно не работающие батареи. — Придется вникать во все нюансы, которых здесь предостаточно.
Работа уже в разгаре. Все личные вещи перенесли в маленькую спаленку, куда больше напоминающую подсобный склад. Сейчас под прицелом — гостиная. Старые обои — в мусорных мешках, разорванный ламинат — давно на помойке. Работая шпателями, волонтеры Софья Малкова и Яков Бесчасный счищают с пола оргалит.
— Мы здесь уже пять дней, — объясняет Сергей. — И подготовительный этап почти завершен. Но прежде чем приступать к укладке плитки и отделке стен, придется поломать голову над более насущными вещами. Надо разобраться с электрикой. Провода здесь алюминиевые, контакты очень плохие, розетки постоянно нагреваются. Никогда не знаешь, чем обернется очередное включение элементарно пылесоса. Вердикт профессионала — на ремонт уйдет не меньше года. Но Елена готова ждать.
Кому нужна поддержка
Пожалуй, с уверенностью можно заявить, что из почти 12 миллионов официального населения Москвы Елена далеко не единственная, кто нуждается в помощи. И даже при всей своей безграничной доброте волонтеры, к сожалению, не всесильны.
— Наши подопечные, как правило, обращаются сами, — объясняет процесс работы Сергей, помогая Софье управиться с инструментами. — Я и мой коллега-юрист выезжаем на объект, чтобы лично встретиться с человеком. Любую ситуацию необходимо оценивать самостоятельно. Насколько критична обстановка? Действительно ли квартира нуждается в ремонте? А главное — контактен ли сам человек? Ведь мы все же не с потолками и стенами дело имеем, а в первую очередь с живыми людьми.
Но ремонт — удовольствие определенно не из дешевых. Одни только материалы влетают в копеечку. А делать при этом хочется не только с душой, но и на долгие годы.
— Средства одалживают несколько благотворительных фондов, — говорит Сергей. — Иногда на помощь приходят храмы. Один мой знакомый батюшка сообщил, что строительная компания подарила их приходу 11 тонн плитки! Реализовать за раз столько, конечно, невозможно. Но зато проблему с полами в этой квартире мы решили наверняка.
По всем проделанным работам, о каждом предпринятом шаге добровольцы отчитываются в социальных сетях. Так что любой пожертвовавший благотворитель может быть точно уверен в том, куда и на что пошли его деньги и средства. Но главное, в чем действительно нуждаются ребята, — это ресурс человеческий. Ведь чем больше рабочих рук, тем скорее идет дело.
Волонтерство как способ самореализации
А между прочим, с молотками и шпателями пол перед укладкой плитки отдраивают далеко не строители! Софья, например, — инженер, а Яков и вовсе системный администратор. Оба с девяти до шести тоскуют в офисе перед компьютером.
— В наш век мужчина и физический труд уже давно не стоят в одном ассоциативном ряду, — считает Яков. — А ведь порой хочется и руками поработать, сделать чтото, что даст реальный практический результат. Пусть другие в спортзалах перед девчонками штанги тягают. Мне хочется делать что-то полезное.
Елена на ребят смотрит чуть ли не с трепетным благоговением. По мере сил и возможностей помогает: тут воды принесет, там тряпки постирает. Работать на равных не позволяет сорванное здоровье. Но главное — вместе с покраской стен и отделкой коридоров волонтеры подарили ей надежду на свой собственный уютный уголок и скромную долю жизненного счастья.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы»:
— Самая сложная задача для волонтерских организаций — понять свое место в новом мире. Теперь, благодаря указу президента, мы официально узаконены и имеем потенциально большие права. Второй вопрос, касающийся непосредственно нашего объединения, — развитие и методической, и методологической базы, связанной с социальным волонтерством. Кроме того, крайне необходимо искать ресурсы для отклика на появляющиеся и все возрастающие запросы.
СПРАВКА
Указом президента России Владимира Путина 2018 год объявлен Годом волонтера. По словам лидера страны, проведение такой акции станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада добровольцев в развитие родины. Крупнейшие волонтерские организации уже разработали план работы.