Газета “Мой района” опубликовала новый материал о группе ремонтов Добровольческого движения Даниловцы


Если вы думаете, что волонтеры приходят в детские больницы как прилив и отлив, как вздумается, в любое свободное от работы и учебы время, то нет. Их приходы и уходы, мастер-классы и прогулки, клоуны и фокусники — все подчиняется графику, который находится в голове у одного человека – координатора. Координатор знаком с руководством. Он знает, когда в больнице или интернате карантин. Он собирает волонтеров и помнит, когда у кого сессия или командировка. Ну и вообще – он приходит первым.

Ирина Молчанова привела волонтеров в детский дом-интернат №28 два с половиной года назад.

— О том, что у детей в ДДИ № 28 как-то плохо с досугом, мне рассказала моя научная  руководительница в Московском психолого-педагогическом университете, который я в то время заканчивала по профилю специальный педагог-психолог. И она спросила меня, не вхожу ли я в какое-то волонтерское движение, чтобы там этот досуг наладить. А я уже полтора года ходила как волонтер Движения «Даниловцы» в детскую психиатрическую больницу №6. И я  поняла, что надо создавать новую группу в этом ДДИ и самой становиться в ней координатором…

У Ирины был выпускной год, пора было думать про защиту и работу. Но, тем не менее, она поехала к руководству ДДИ, объяснила, что волонтеры будут играть и заниматься с детьми, и там сказали: «Давайте!».

— Что там за дети… Очень разные. С интеллектуальными, а некоторые – с довольно серьезными двигательными нарушениями. И в колясках, и лежачие, и разговаривающие, и нет.  И в основном это — социальные сироты. Очень непросто понимать, что у этих детей есть родители, есть люди, которые могли бы о них заботиться, но при этом они живут в интернате… Возраст самый разный – и школьный, и старший подростковый. Детей много, а воспитателей – всего два на группу. Конечно, им нелегко их занять. Поэтому по вечерам детям там делать нечего…

В первый раз просто поиграли на ковре, покатали машинки. Потом поводили хороводы. Детям понравилось.

—  В следующие разы мы уже приносили какие-то материалы, глину, бумагу, предлагали ребятам к нам присоединиться, если им интересно, и уходили с ними в холл. И довольно скоро стало понятно, что детям необходимо индивидуальное сопровождение. Потому что ведь важно не просто что-то вместе сделать, например, открытку. Важно, чтобы им нравился результат, чтобы нарисовано было красиво. И поэтому нужно постоянное внимание волонтера каждому ребенку…

Помимо вечерних занятий у волонтеров была задача-максимум: открыть у ребят какие-то интересы, чтобы те могли занять себя в ПНИ, куда большинство из них перейдет в 18 лет.

— Интересы открывались самые разные. Одна девочка, Катя, например, очень любит писать. Она пишет хоть и с нашей помощью, но с большим удовольствием. Катя записывает имена. Всегда спрашивает «Кто это?» и записывает. Есть мальчик Ваня, который любит всякие электроприборы. Они с волонтёром их рисуют, потом рисуют вилку и розетку, чтобы их «включать», а потом озвучивают и показывают, как они работают. Девочка Аня написала сказку про Алёну и кота Кис-Киса. Волонтёр её записала, и мы поставили по ней кукольный спектакль. Аня сама нарисовала декорации. А Диана очень любит делать открытки и дарить их. Она сочиняет целые послания из пожеланий и комплиментов: «Ангелочек мой. Чтобы ты одевалась теплее. Чтобы ты не нервничала». Волонтёры эти послания записывают, а заодно учат Диану рисовать на открытках…

Визит волонтеров заранее обдумывается. Все посещения подчинены определенной структуре: так сами дети понимают, что за чем будет происходить. Сначала знакомство, если приходят новые волонтеры. Потом — мастер-класс разными материалами. А завершается занятие так: все держатся за руки и благодарят: «Всем-всем спасибо!».

— Самое главное наше правило – мы даем детям максимум самостоятельности, даже если это может быть в ущерб результату, потому что человек сам должен за результат отвечать, — говорит Ирина. —  Детям в интернате это очень важно,  потому что за них, как правило, очень много делается. Не потому что воспитатели добрые, а потому, что детей очень много и проследить, чтобы все всё сделали сами, — это очень сложно. И второй принцип – доверие. Даже если ты видишь, что сейчас у ребенка все пойдет не так, все прольется и помнется, важно отпустить ситуацию и дать ему получить этот опыт. Но важно дать получить и позитивный опыт от своей работы. И тогда надо его иногда останавливать и показывать: «Посмотри, как красиво уже получилось. Можно остановиться»…

Ирина говорит, что поначалу думала, что работа координатором будет занимать у нее очень много сил.

— На самом деле, она дала мне большой ресурс. Я постоянно знакомлюсь с разными людьми, которые говорят: «Ира, я хочу волонтерить в доме-интернате». Это молодые люди со своей активной интересной жизнью, они приходят к детям, и ты видишь, что они – «здесь и сейчас», они очень чуткие, заинтересованные. Это так радует! А люди к нам приходят очень разные. Офисные работники, студенты. Объединяет их то, что они могут посвятить свой вечер одному конкретному ребенку. У нас и остаются только такие люди, которые хотят работать индивидуально. И я вижу, как за короткое время они становятся настоящими тьюторами, умеющими приноровиться к ребенку, уловить его нужды, правильно вложить фломастер в пальцы, например…