Православный портал о благотворительности «МИЛОСЕРДИЕ.РУ» опубликовал материал о волонтерстве, где в том числе рассказывается о психологической поддержке волонтеров Добровольческого движения Даниловцы.
Движение «Даниловцы»: задача – воспитать привычку к осознанности
Специфика: в «Даниловцах» волонтёры всегда были в фокусе внимания. Изначально задумывалось, что поддержка должна оказываться не только детям в больнице, но и тем, кто им помогает, то есть волонтерам. «Среди организаторов были психологи, а любому психологу очевидно, что волонтёр сталкивается с тяжёлыми жизненными ситуациями, и ему нужна квалифицированная помощь», — рассказывает психолог движения «Даниловцы» Лидия Алексеевская.
Формат: волонтеры могут прийти и на индивидуальную консультацию, причем с психологом можно проработать не только ситуации, связанные с волонтерством, но и личные проблемы.
Периодичность: раз в месяц
Самое сложное: по словам психологов «Даниловцев», волонтеры редко сами обращаются за помощью. «У них нет запроса на психологическую помощь. Это не значит, что у них всё в порядке: они проходят через тяжёлые ситуации, сильные переживания. Но волонтёр приходит помогать, и саму идею, что он тоже может обратиться за помощью, просто не воспринимает. Более того, часть волонтёров чувствуют себя виноватыми, что получают удовольствие от общения с подопечными. Потому что была установка: «Я пришёл к страдающим жертвовать собой, мне должно быть тяжело, и в этом смысл моего волонтёрства», — рассказывает психолог движения «Даниловцы» Лидия Алексеевская
Цель: основная работа направлена на профилактику эмоционального выгорания. Встреча групп психологической поддержки – это работа на опережение. Здесь участник чувствует, что он не один со своими проблемами и страхами. Он видит, что других волнует то же, что и его. Добровольцу очень важно, чтобы его опыт, выводы, способы решения проблем и все то, что он пережил и осмыслил, было кому-то нужно.
«Осенью 2016 года был запрос на взаимодействие с подопечными, волонтеры спрашивали, как общаться с сиротами, как установить контакт с агрессивным ребенком. Потом стали приходить с тем, что у них творится в жизни. Интересует, как выстраивать отношения со своими родителями, как планировать время на работе, чтобы не истощаться и иметь ресурс для волонтерства. В этом году появились экзистенциальные темы, мы говорим о страхе одиночества и смерти», — рассказывает психолог Елена Куликова.
Главная практическая тема: обязательно прорабатываются границы ответственности. Группа разбирается, в чём смысл участия волонтёра в судьбе ребёнка, за что он в ответе, а за что отвечать не может, что будет, если нарушить границу. Также волонтеров учат устанавливать с подопечным контакт, знакомиться. Это особенно важно для тех, кто посещает пациентов больниц: дети постоянно меняются, и нужно за два часа посещения познакомиться с новым ребенком и дать максимально много.
«В детских домах дети любому человеку, пришедшему с улицы, говорят: «Ты моя мама? Ты мой папа?» И у волонтера должен быть внутренний ответ, прежде всего для самого себя: «Я не мама, я пришел, чтобы дружить со мной. Если ты можешь видеть во мне только маму, то я не могу с тобой строить отношения». Если у волонтера нет этого ощущение, он быстро ломается. Но мы не объясняем, как выстраивать границы, а задаем вопросы – именно в этом состоит работа психолога. У человека по большей части уже есть свои ответы, надо только помочь их найти. Наша задача – воспитать привычку к осознанности», — говорит Лидия Алексеевская.
Рецепт от эмоционального выгорания: хотя многие волонтеры «выгорают», большинство не обращается к психологу, а просто уходит. За консультацией обращаются, как правило те, кто проработал добровольцем несколько лет, а потом им стало тяжело или они утратили смысл.
«К нам приходят люди очень ответственные, которые берут на себя больше, чем могут, и даже больше, чем надо. Из-за этого и выгорают. Некоторые становятся волонтерами из-за жизненных проблем, когда пытаются заглушить воспоминания, сбежать от себя. Но проблемы только множатся – к тому, что было, добавляются проблемы в волонтерской работе.
Мы учим в первую очередь быть внимательными к себе. В истощенном состоянии, устав от работы или семейных неурядиц, вы не способны правильно оценить происходящее, общаясь с подопечными. Вас могут вывести из себя моменты, которые в неистощенном состоянии можно преодолеть», — говорит Елена Куликова.
Полный текст материала можно прочитать ЗДЕСЬ