В блоге Школы социального волонтерства на сайте “Эхо Москвы” опубликован новый материал.


Окна в комнате зашторены, воздух чуть спёртый. В инвалидных колясках  — две девчули, по виду подростки. Ещё одна помладше сидит на краешке дивана и  приветливо машет нам ладошкой; у неё синдром Дауна. Другая бродит туда-сюда, покачиваясь. За ворот футболки заправлено зелёное полотенчико, на него из  приоткрытого рта капает слюна.

Это ДДИ, детский дом-интернат для инвалидов. У кого-то из  них нет родителей. Другие — одиноки при живых родственниках. Волонтёры движения «Даниловцы» занимаются с детьми в этом ДДИ каждую субботу.

…Показать паспорт, переобуться в сменку, записать свои данные в один из двадцати разложенных на  стойке гроссбухов, взять из шкафчика канцелярию и мяч. Идём в группу через лабиринт коридоров. Мимо нас воспитательницы разных групп выкатывают своих подопечных к лифту на прогулку.

— Мы Даню возьмём? – обращается координатор группы волонтеров Ира Молчанова к одной из них.

— Да, на нашу веранду верните только.

— А вот Серёженьку возьмите ещё, — подключается к разговору другая. – Серёжа тоже хороший, пускай с вами позанимается!

Сомнений нет, что Серёжа тоже хороший. Но сегодня мы вдвоём. Провести занятие с тремя ребятами-колясочниками нам в радость, а с четырьмя будет тяжело. Поэтому Ира молчит в ответ. Это стратегия группы: брать на  занятие ровно столько детей, сколько по силам её волонтёрам. Волонтерская группа – практически камерная, активных волонтёров человек шесть, а постоянных подопечных – уже ребят 15.

Иногда, с возрастом они уезжают во взрослые интернаты.

— Аня вот переехала, — говорит Ира, — но выяснилось, что в том ПНИ одни старушки. Так воспитательница добилась, чтобы её перевели в другой, «молодёжный» интернат. Елена Павловна – звезда моего сердца, делает для своих воспитанников всё, что в её силах. Сейчас у Ани на новом месте своя тусовка, парень появился, работа…

Погодка шикарная, пахнет душисто. Яблони красуются в цвету. Мы  идем гулять с тремя ребятами: Ирой, Дианой и Даней. Ира тоже в цвету: на ней спортивный костюм цвета фуксии и панама с розами. Её лицо, необыкновенно светлое, ясное, притягивает взгляд. Глаза с закрученными ресницами, обаятельная улыбка. На вид ей лет 14, а по факту больше 20.

— Ира – стойкий солдатик. Сирота, всё время по больницам. Она преимущественно лежит: большие проблемы с нижней частью тела, долго сидеть ей вредно. Но я договорилась, и на время волонтёрских визитов её поднимают…

Знакомимся, перекидывая мяч, называем имя и любимое занятие. Я прикидываю, что же сказать, чтобы прозвучало уместно. Люблю готовить? Подопечные, может, тоже хотели бы готовить, да возможности нет. Хотя…

— Здесь есть специальная комната – «Домоводство», но занимаются они там редко, — говорит Ира Молчанова.— А мы с ними готовили, да! И кексы, и  пиццу. Но полулегально: официальный список санитарных норм волонтёрам никак не  соблюсти. Плюс кто-то из подопечных – аллергик. Пиццу, например, пришлось скормить охране. Грущу, что это направление занятий не удалось реализовать толком. Но мы и без готовки не скучали: и свечи лепили, и из шерсти валяли, и  домики из картона клеили, и блокноты делали. Открытки – хит на все времена, конечно. Ещё кукольные спектакли популярны. Все участвуют в меру сил: кто персонажей готовит, кто играет за них, а кто платочком трясёт – изображает, как море волнуется…

Продолжаем знакомство, играем в «Молодца». Надо назвать имя того, кому кидаешь, и сказать, почему он молодец. Цветущая Ира кидает между нами: «Ира и Юля, вы – молодцы, потому что волонтёры и к нам приходите».

В прошлое посещение хорошо зашёл «баскетбол», решено повторить. Катим на площадку. Даня силач, швыряет выше щита, мяч улетает к  другим верандам. Ирин бросок сильный, но низкий. А Диана хохочет, и от хохота кидает то за себя, сбивая кепку в ярких стразах, то вбок, то Дане по лбу. Упрощаем задачу – пытаемся попасть в проём пластиковой горки. Он как раз на уровне взгляда, дело спорится: у Дани два гола, у Иры один. А у Дианы – венок из  одуванчиков.

Наш координатор Ира Молчанова в силу специальности тоже завязана на особых детях: сейчас она работает с малышами-аутистами по методу прикладного анализа поведения (ABA), ездит в детские лагеря в качестве наставника. Меня впечатляет её  внимательность к деталям, к особенностям и возможностям каждого. С другой стороны, огорчает невнимательность тех, кто этот ДДИ строил. Вот возвращаемся с  площадки на веранду. А заезд только с той стороны, с этой – высокий бордюр. Как так вышло? Проектируешь и строишь ты пространство для колясочников. Причём точно знаешь, что оно специализированное – хотя бы потому, что пандус-то заложил. Пандус заложил – а порожек дверной коробки не сгладил. И он остался для колясочника непреодолимым препятствием: воспитатели вынуждены наваливаться на  ручки всем весом, приподнимая переднюю часть, потом втаскивать заднюю… Со  столом на веранде та же история: он окружён несдвигаемыми лавками, на коляске к  нему не припаркуешься. Но тут препятствие преодолимо – Даня ноет, но  переползает на лавку. Диане это даётся проще. А вот Ира не в силах перебраться, и рисует, используя лавку, как стол.

На веранде гуляют и другие девочки группы. Худенькая Катя на  коляске мнёт в руках пакетик. Иногда по её лицу пробегает тень мрачных мыслей, и она бьёт себя по голове. Из угла веранды солнечная девочка снова машет нам ладошкой. Нет, всё-таки это не приветствие, она всё время машет. Вокруг нас нарезает круги Ксюша. Личико её подпухшее, на голове – алый боксёрский шлем. Время от  времени Ксюша садится, широко раскидывает ноги и бьётся головой об землю. Елена Павловна сначала мягко, потом строго останавливает её, снова и снова ставит на  ноги. Ксюша мается, то громко вскрикивая, то подходя обняться.

Ира помогает Дане подписать открытку с «Тачкой» из мультика. Диана наклеивает животных. Руки плохо её слушаются, и всякий раз, самостоятельно сняв белую бумажку, она сияет от гордости. Ира увлеченно раскрашивает: на её картине розовое закатное небо, синие облака, и в них витает целый зоопарк.

— Мы за самостоятельность, — говорит Ирина.— Подопечный должен пробовать делать сам. Даже если волонтёр уверен, что сейчас что-то пойдёт не так – разольётся вода из банки, что-то упадёт или порвётся – важно сдержать себя и не встрять. Надо позволить им столкнуться с последствиями и исправить их. За время нашего волонтёрства подопечные стали гораздо смелей и уверенней в своих действиях! Смелей стали и волонтёры. Может, это прозвучит нескромно, но я рада, что мы у этих детей есть.

…А вы у кого-то есть? Так приходите к нам волонтером! Или помогите другим способом — именно на ваши пожертвования всегда закупаются материалы для занятий с детьми в ДДИ: заготовки для открыток, наклейки, войлок и так далее. Спасибо!

Автор текста: Юлия Гусакова