В блоге даниловцев на портале “Сноб” опубликован новый материал о волонтерах Добровольческого движения.


 

Жучка начала говорить раньше Внучки, Дед забыл слова совсем, Мышка отказывается выйти на сцену. Театральные занятия «Даниловцев» в психоневрологическом интернате №30 – это интересно, терапевтично и… ужасно весело!  Особенно в изложении Координатора проекта Добровольсеского движения даниловцы “Человек – человеку” Юлии Гусаковой.

…Волонтёры движения «Даниловцы» каждую неделю приходят к особым взрослым из ПНИ №30. Что они делают вместе? А разное! Иногда просто гуляют –  в феврале вот снеговиков пытались лепить из нелипкого снега. На Масленицу замешивали тесто и выпекали блины в электроблиннице. А в мае планируют дерзкую вылазку в лес на пикник. Но особенно и гости, и «проживающие» (так сами себя называют жители ПНИ) любят творчество: рисовать в особой технике, петь и танцевать под музыкальный центр или гитару… А на одном из занятий каждый слепил себе из пластилина мышиную фигурку-аватарку. Состоялся грандиозный мышиный спектакль со свадьбой в финале! Театр здесь – это что-то особенное!

«Я люблю театральные занятия с подопечными, – говорит Николай Левит, волонтер, – мне и самому очень нравится лицедействовать. Можно оторваться от условностей, отринуть правила и пожить в другом образе.

 Занятия у нас всегда проходили так: сначала – упражнения на разогрев. Например, мы представляли, что идём в поход, но босиком. Вот мы проходим по острым камням, по мягкой траве, по воде… Дальше выбирали сюжет: чаще всего это была сказка, иногда известная, иногда – не очень. Малоизвестную наш координатор Марина зачитывала вслух, все вместе обсуждали сюжет. Подопечные говорили, кто кого хотел бы сыграть, распределяли роли. Разбивались на несколько групп и уже малым составом старались подробно продумать персонажей: какой у каждого характер, как можно выразить ту или иную черту. Прикидывали фразы, репетировали. Так мы поставили «Репку», «Бременских музыкантов» и «Теремок».

Но вот что интересно: репетиция и выступление даже отдалённо не напоминали друг друга! Играем «Репку» на современный лад. До выступления придумали дедкину фразу: «Что ты всё за компьютером сидишь? Иди хоть ноги разомни, в огороде помоги!» Выступаем – а дедка говорит что-то совершенно иное! Наши начинающие артисты путали выходы, произвольно переставляли внучкины и жучкины реплики местами… Ну, у них это выходило естественно. А для волонтёра это всякий раз неожиданность. Твоё амплуа внезапно поменялось, и ты уже не спасатель, к примеру, а агрессор! Как быть? И в этом были особое удовольствие и шарм. Выступление получалось отдельным творческим актом, как и подготовка. Кто-то перепутал – и остальным артистам приходится на ходу импровизировать… В наших театральных занятиях мне очень нравилась вот эта спонтанность. А ещё то, что можно было и не париться особо: всё равно по итогу выходило совершенно не так, как ты задумал…»

«Да, на наших театральных представлениях всегда происходит что-то мистическое, – согласна Марина Рис, координатор волонтёрской группы в ПНИ30, директор БФ «Просто люди». – Люди как бы случайно получают те роли, которые отражают их суть. Они встречают других персонажей, с которыми нужно пообщаться. Весь сказочный сюжет идёт как будто на первом и на втором планах, а иногда даже на третьем и четвёртом. И Коля прав – никогда не будет так, как ты задумал. Но всё, нужное именно тебе, ты сможешь пережить…»

Но есть, конечно, и овраги.  Подопечные очень хотят выразиться, но не знают, какими средствами это можно сделать. А еще они стесняются.

«Есть среди начинающих актрис одна такая Света, – говорит Николай. – Я вижу, что затея ей нравится, и она очень-очень хочет… Но когда дело доходит до выступления, она настолько пугается всеобщего внимания к себе, что входит в ступор! Когда мы ставили последний спектакль, она просто убежала с занятия в полном отчаянии и на нескольких следующих встречах даже не решалась появиться. И я понял, что темп надо замедлить.

И теперь мы проводим занятия несколько иначе. Проживающие привыкли, что я играю для них на гитаре и пою, а они подпевают или просто пассивно слушают. Но я добавил к этому маленькую игру – спрашиваю их, о чем пелось в куплете? О котах. Так, давайте-ка этих котов словами опишем, покажем их. Делал и такое музыкальное занятие: ставил музыку разных жанров на минутку-другую. Затем мы все вместе обсуждали, какой у этой музыки характер, какие ассоциации она вызывает? Или играем в слова: один называет любое существительное, а следующий – говорит или показывает к нему любую ассоциацию.

Одним словом, к театру долог путь, и мы в его начале. Пока даём волю воображению и нарабатываем инструментарий, чтобы иметь средства выразить то, что хотелось…»