В блоге даниловцев на портале Сноб опубликован новый материал


А вы знали, что детей в интернатах для инвалидов называют по фамилии? Нянечки и воспитательницы не обращаются к ним по имени: «Соня, Паша». Всегда будет: «Петренко, что стоишь?», «Эта Коновалова меня достала!». И ребенка с лично его именем как бы и нет…  Но ДДИ скрывают еще много печальных тайн.

Волонтеры нашего Движения уже больше 10 лет помогают детям и взрослым в различных московских учреждениях. В том числе, в специализированных интернатах для умственно отсталых детей – ДДИ. И каждое посещение интерната наши волонтеры сталкиваются с чем-то новым, с какими-то проблемами и задачами, которые трудно переварить в одиночку. И поэтому каждый месяц психологи нашего Движения проводят общую встречу, чтобы обсудить накопившиеся вопросы. Допустим, в группе несколько малышей с аутизмом. А волонтеров пришло трое. Во что с детьми можно поиграть, если друг с другом они играть не умеют? Воспитательницам проще, они их просто сажают в ряд перед телевизором. Волонтеры так делать не хотят.

И вот на последнем таком собрании координаторы пяти волонтерских групп в разных ДДИ выясняли – что больше всего радует и развивает детей в их учреждении. Ведь везде состояние у детей разное, разный возраст – от двух лет до 18. Начали писать каждый про свое учреждение. Но когда записи сравнили, выяснилось, что они почти во всем совпадают.

Во-первых, дети в интернатах очень рады прикосновениям и объятиям. Это банальность, скажете вы. Конечно. В нашей жизни. А вот для особых детей тактильные ощущения очень значимы. Интернатская система не дает детям достаточно “обнимашек” и ласковых прикосновений. Она вообще их не предполагает.

Еще для детей важно делиться впечатлениями и учиться выражать свои эмоции: “Мне было грустно”, “А меня вчера навещали”, “Мне было весело”, “А мне сделали укол, мне не понравилось”, “Я утром рассердился”. Наши собственные дети иногда без умолку чем-то делятся, даже если мы заняты и не слушаем. А вот в интернате человеку порой некому рассказать о себе. Но отсутствие опыта выраженных переживаний может стать серьезным препятствием в будущей жизни.

Третье – детям важно уважение к личному пространству, личному желанию и мнению. У нас с вами все это есть или мы стараемся это отстаивать. А в интернатах – спишь, где скажут. Ешь, что дадут. Гуляешь там, куда и когда выведут. Свободное время проводишь так, как предписано. И все это под присмотром персонала и на глазах у других детей. Если нет уважения и принятия личного пространства и мнения, то атрофируется умение делать выбор. Мне рассказывали, как подросток из интерната вместе с наставником пришел в кафе. “Найди место, которое тебе нравится, давай там сядем”. В итоге ребенок не сел никуда. Они просто не понимают, что им нравится, и боятся принять решение. В их собственной жизни ситуаций выбора почти нет.

Еще дети в учреждениях дорожат доверием. Они хотят иметь такие отношения, которые не несут угрозы, которые помогают быть собой. Отношения с персоналом учреждения часто бывают хорошие. Но это все же персонал, который на работе. Это не друзья.

Дальше – дети любят прогулки и подвижные игры. Казалось бы – в чем тут особенность? Все любят. Но в ДДИ их мало по расписанию. А для того, кто сам не может ходить, прогулки могут быть только мечтой. Ребенок в ДДИ, который не был на улице несколько месяцев, это – норма.

Следующее: совместное дело. Дети могут годами жить вместе с одной комнате и ничего не делать во взаимодействии друг с другом. А они очень ждут этого и всегда радуются общему творчеству, дискуссиям, возможности внести свой вклад и увидеть общий результат.

И, наконец, комплименты и похвала. В системе казенных учреждений вообще не предусмотрена похвала, комплименты и радость за другого. Конечно, у отдельных работников это есть. Но в системе – нет. Самый распространенный посыл детям, который часто приходится слышать волонтерам: «Ты плохой. Тебя не усыновят». Так система пытается добиться дисциплины в учреждении. А ведь у нас с вами мир совсем другой. Своих детей мы хвалим, мы им рады, они слышат от нас много приятных слов, одобрение, похвалу. Ничего это и в помине нет в учреждениях. Поэтому у детей там нет понимания и опыта, что значит – красиво выглядеть, что такое хорошая стрижка и одежда, которая к лицу.

Я думаю, что достаточно показал, в чем сила волонтеров, в чем важность их миссии и неотложная необходимость их присутствия в учреждениях. Именно они могут дать детям и взрослым, проживающим в казенных учреждениях то, что в обычной жизни мы даем нашим собственным детям. Именно волонтеры, не имея профессиональных компетенций, обладают самым важным и дорогим умением: они способны к простым человеческим отношениям. Они зовут детей по именам, интересуются, какое у них настроение и как прошел вчерашний день, говорят о мечтах и о чувствах, хвалят детей, вместе с ними что-то делают или просто гуляют. Волонтеры спрашивают разрешения взять ребенка за руку или посидеть рядом с ним, предлагают выбор, уважают его мнение.

Как-то мне рассказали о типовой рабочей фразе у персонала специализированных интернатов: «У этого ребенка нет динамики». Это страшная фраза. Она означает, что ребенок не развивается так, как от него ждут. Тогда и произносится этот приговор. Это значит, что силы на него больше не тратятся: пусть растет, как бурьян в поле, все равно его ничего не ждет. И именно волонтеры обращают внимание на таких детей! Их мир не поделен на тех, в кого имеет смысл вкладываться, и тех, кто «безнадежен». В отделении с лежачими детьми, которые сами не могут двигаться и говорить, волонтеры садятся у кроваток, держат детей за руки, рассказывают им что-то, хвалят.

И вот в одном учреждении есть лежачая девочка (она и сейчас там находится). С ней не занимались: «Нет динамики». Волонтеры стали к ней приходить, как-то общаться, и девочка начала реагировать. Старалась повернуть голову, не отпускала руки волонтеров, как-то по-своему давала понять, что ей хорошо. И воспитательница благодаря волонтерам увидела эту девочку по-другому, была удивлена и в результате решила заниматься и с ней.

А волонтер не сделал ничего сверхъестественного. Все это умеет каждый неравнодушный человек просто потому, что он человек.

Хотите стать нашим волонтером в ДДИ и дарить детям эти семь простых радостей? Приходите! Записаться можно здесь. А вот здесь помочь на развитие групп в ДДИ. Спасибо!