“Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы”


Почему люди становятся волонтерами? Из чувства сострадания к тем, кто нуждается, — детям с инвалидностью, пожилым людям или проживающим в психоневрологических интернатах (ПНИ). Люди, которые живут или проходят лечение в стационарных учреждениях, обеспечены одеждой, питанием, медицинской помощью. А волонтеры могут привнести в их жизнь теплоту и возможность общения, разнообразить досуг, что тоже очень важно.

В специализированном центре занятости «Моя карьера» действует «Школа социального волонтерства». Программы и тренинги, которые здесь проходят, позволяют участникам определить свою позицию в добровольческой деятельности и подготовиться к ней, развеять сомнения и мифы, связанные с социальной сферой, а также познакомиться с разными учреждениями, где нужна волонтерская помощь. Психоневрологические диспансеры в их числе.

Эльмира Шульга, участник добровольческого движения «Даниловцы», рассказывает свою историю. Она уже три года вместе с другими волонтерами приходит в психоневрологический интернат № 30 на юге Москвы, ставший домом для более чем 900 горожан.

«Мне часто задают вопрос: почему я решила этим заняться? Мой ответ во многом схож с ответами коллег — хочу приносить пользу людям, у которых жизнь сложилась иначе, чем у тебя. Так я стала волонтером в ПНИ: тогда это была единственная группа у «Даниловцев» в интернатах для взрослых. Как потом оказалось, именно в интернате и вообще в группах, где взрослые люди, всегда дефицит волонтеров. Мы его восполняем по мере наших сил и возможностей, — рассказывает Эльмира. — Ответственность, способность здраво оценивать последствия своих слов и поступков, оптимизм, позитивный взгляд на жизнь, жизненный опыт — все это помогает мне в общении с подопечными. Остальное приложится. Мне еще важно не сдерживать их в творчестве, то есть не ограничивать правилами, там их и так хватает. Почему лошадь должна быть коричневая, а ёлка — зеленая? Ведь мы рисуем и лепим свой уникальный мир. Это регулируется правилами волонтерской группы, а для нас самих тоже полезно раскрыться, если позволим себе смотреть и думать широко.

Мы занимаемся с небольшой группой подопечных — в основном это женщины с умственной отсталостью. Есть несколько человек с шизофренией, а еще дедушка, который, видимо, попал в интернат из-за какой-то семейной истории…. В занятиях нужно ориентироваться на большинство — поэтому мы строим свой сценарий занятий, рассчитанный и на детей, и на взрослых.

Все наши подопечные разные по темпераменту, по уровню развития, поэтому и изменения, которые с ними происходят по итогам наших встреч, тоже разные. Для волонтеров важно суметь разглядеть результат — у кого-то он явный, например, человек начал говорить! А кто-то, уходя, скажет: “Всем пока!” или возьмет кого-то за руку в порыве общей радости. Это и для нас, и для них мега-результат! Из таких мелочей складывается наше общение.

Конечно, хотелось бы, чтобы больше людей сегодня было вовлечено в социальное волонтерство. Особенно в психоневрологических интернатах. Это особая сфера. Здесь нужна осведомленность, которая подразумевает исключение сложившихся стереотипов, страхов. Молодежь, в принципе, может не знать про такие места, а у старшего поколения зачастую предвзятое мнение о людях, живущих в этих учреждениях. Часто слышу высказывания, что там “опасный контингент”… Мы своей деятельностью разбиваем стереотипы.

У нашего интерната есть своя группа в ВКонтакте. Я подписалась и с интересом читаю посты, теперь знаю, как много сам персонал делает для проживающих. Группы в соцсетях есть практически у всех ПНИ. Соцсети позволяют сделать более открытой информацию для общества о жизни в ПНИ и формировать новый взгляд на людей, которые там живут».

18 и 25 ноября в «Школе социального волонтерства» центра «Моя карьера» пройдут занятия «Как помогать детям-сиротам и детям в больницах?» и «Как помогать одиноким взрослым и старикам?». Речь пойдет об особенностях оказания помощи детям-сиротам и детям в больницах, а также одиноким взрослым и старикам в ПНИ и домах престарелых, характеристиках социальных учреждений, а также целях, задачах и форматах работы добровольцев.