“Агентство социальной информации” 


Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» — о московском опыте организации работы волонтеров в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В Москве не осталось сиротских учреждений, приютов для детей и взрослых, ПНИ, домов для престарелых без волонтеров. Вот уже полгода столичный Департамент труда и социальной защиты населения совместно с НКО реализует программу долговременной регулярной волонтерской помощи людям в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Да, программа начата недавно, да, остается много спорных вопросов, и охват пока не очень высок — немногим более 10% пациентов и жителей учреждений. Но волонтерство теперь — неотъемлемая часть социальной работы. И это отнюдь не акции студентов, курсантов и бизнес-компаний, а постоянное системное присутствие волонтеров в госучреждениях.

В Москве участниками программы стали Союз волонтерских организаций и движений, Центр лечебной педагогики, фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Старость в радость», движение «Даниловцы». Организации уже сформировали свою волонтерскую технологию, доказали ее эффективность и подсчитали ресурсы для ее развития. Департамент соцзащиты не пытается переписать эту технологию, а вместе с авторами выстраивает новую для города модель партнерства.

Я думаю, этот опыт будет полезен регионам.

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о волонтерстве, не требующем профессионального участия. О таком, присоединиться к которому может любой взрослый человек вне зависимости от профессии и компетенций. Pro bono волонтерство,  где люди оказывают профессиональные услуги (психологи, логопеды, юристы и т.д.), я обсуждать не буду.

Волонтеры в доме престарелых. Фото: «Даниловцы»

Цели и принципы

Я рассматриваю (и много раз писал об этом) социальное волонтерство как один из способов изменения качества жизни людей в казенных учреждениях через организацию досуга и создание социального пространства человеческих отношений. Это и есть цели и задачи программы. Этого достаточно, чтобы в меру возможного изменить к лучшему мир госучреждений.

Вот как строится эта работа. Основные принципы:

  1. «Оператором» волонтерства в большинстве случаев выступает НКО. Понятно, что госучреждения вправе и могут работать с волонтерами напрямую, но эта деятельность не прописана у них в госзадании и потому такие случаи редки.
  2. Волонтерские проекты и программы организуются не за счет госучреждений. Учреждения лишь предоставляют свою территорию и согласуют содержательную часть волонтерских дел. Учреждения могут просить о той или иной волонтерской помощи, НКО вправе отказаться. Такой подход полностью соответствует закону, но именно его с трудом принимают в регионах. Позиция директоров как князьков и хозяев соцучреждений почти неисправима.
  3. Привлечение волонтеров, их подготовка, знакомство их с требованиями учреждений – задача НКО. Это сложная дорогостоящая работа. С тех пор как двери учреждений открылись для безвозмездной помощи, оказалось, что ее нужно больше, чем некоммерческие организации могут обеспечить.
  4. Задача учреждения – организовать труд волонтеров на своей территории в соответствии с оговоренными условиями и утвержденным планом работы.
  5. Волонтеры не выполняют работу персонала даже в случае нехватки персонала. Волонтеров недопустимо привлекать на рабочие позиции, обеспеченные бюджетом.
  6. Волонтеры в подавляющем большинстве – обычные люди, не обладающие какими-то специфическими профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в социальных учреждениях.
  7. Работа большинства волонтеров в социальных учреждениях не требует профессиональных знаний и умений.
  8. Участие волонтеров и их подопечных (людей, проживающих в казенных учреждениях) в волонтерских проектах и программах исключительно добровольное!
  9. Задача волонтеров – повышение качества жизни людей. Основная «работа» волонтеров — организация регулярного повседневного досуга и общения с подопечными.
  10. Как будут действовать волонтеры в конкретном учреждении, зависит от трех условий. Во-первых, должен быть запрос от проживающих и их согласие на привлечение волонтеров (общение возможно только с теми, кто к этому готов). Во-вторых, необходимо согласие волонтеров на те или иные занятия. И третье условие — согласование плана работы с учреждением, исходя из требований безопасности и соображений полезности, обусловленных состоянием здоровья проживающих, санитарно-эпидемиологическими нормами и распорядком учреждения.

Схема организации волонтерской работы в учреждении

Работа волонтеров в московских учреждениях организуется в соответствии с приведенной ниже схемой.

Логика такова: две равноправные организации — учреждение и НКО — сотрудничают ради блага подопечных на трех уровнях. И каждый из этих уровней должен иметь своих ответственных.

Административные вопросы решаются на уровне директора учреждения и руководителя НКО. Им следует договориться о практических задачах, границах и правилах взаимодействия, подписать соглашение, назначить ответственных за организацию волонтерской работы и достижения результата.

Планирование работы, организация труда волонтеров и их ресурсное обеспечение решаются на уровне куратора волонтеров со стороны учреждения и координатора волонтеров со стороны НКО. От их компетентности и взаимодействия зависит почти всё — и непрерывность рабочего процесса, и его соответствие плану, и результативность волонтерства.

Работа с подопечными — это дело волонтеров и их координатора. Ответственность за работу волонтеров несет НКО в соответствии с подписанным соглашением.

Кураторы волонтеров от учреждений на практике — это сотрудники, назначенные директором. Каждый директор сам определяет, кому быть куратором. Бывает, что это заместитель директора, бывает, начальник социального отдела или заведующий отделением, где работают волонтеры. Есть случаи, когда куратором волонтеров становится психолог учреждения. У куратора несколько основных задач: сбор запросов и обратной связи от подопечных, согласование текущих планов работы волонтеров, организация работы волонтеров в учреждении (предоставление помещений и необходимого оборудования, допуск волонтеров и их инструктаж), мониторинг работы со стороны учреждения и т.д. При этом куратор никоим образом не начальник для волонтеров и взаимодействует с ними только через координатора. Недопустимо, чтобы куратор сам обзванивал волонтеров и предлагал им работу.

Координатор волонтеров от НКО — это сотрудник (или волонтер) некоммерческой организации и ее полномочный представитель на территории учреждения. Он занимается подготовкой новых волонтеров, обеспечивает ресурсы. Это сложная работа, так как волонтеры не зависят от координатора, действуют свободно и исключительно по доброй воле. На них невозможно повлиять, предсказать их расписание и т.п. Координатор должен выстроить непрерывный рабочий процесс, где силами людей, ничем ему не обязанных, будет оказываться реальная и значимая помощь. И он не вправе руководить персоналом учреждения и может взаимодействовать с сотрудниками только с разрешения куратора от учреждения.

Фото: «Даниловцы»

Что еще нужно помнить, приступая к организации волонтерской работы в казенных учреждениях, какие документы необходимы, как готовить волонтеров,  я расскажу в следующей колонке, которая выйдет завтра.