Волонтер — полезный, но не очень надежный ресурс некоммерческой организации. За свою работу доброволец деньги не получает, поэтому волен выполнять ее нерегулярно или не в полном объеме. Такой подход невыгоден для общественников: формируя команду добровольцев, нужно быть уверенным, что она не подведет.

Волонтер — обычный человек со своими проблемами, желаниями и ценностями. У него есть ограниченное количество свободного времени и желание помогать. Общаться с волонтером нужно на равных, а условия его труда должны быть такими, в которых вам самим хотелось бы работать.

С такой позицией стоит начинать формировать команду добровольцев, считает руководитель движения «Даниловцы» Юрий Белановский. На вебинаре «Как создать волонтерское сообщество, помогающее вашей благотворительной организации» он рассказал, как НКО организовать эффективную команду волонтеров, которая выполняет поставленные задачи.

Волонтерство — это про результат. Создавать сообщество добровольцев «чтобы было» или «на будущее» — плохая идея и бесполезная трата времени, считает эксперт. Волонтеров нужно собирать под конкретную задачу, им заранее надо объяснять желаемый итог.

По мнению Белановского, логика волонтерства выглядит так.

Волонтера нельзя заставить помогать. Если у человека отсутствует мотивация или нет свободного времени, он не откликнется на вашу просьбу и не придет. Еще успех сотрудничества НКО и добровольца зависит от того, насколько понятно и доходчиво волонтеру объяснили задачу. Работа должна быть посильной и простой.

Что нужно знать в самом начале

Перед тем как собирать команду добровольцев, НКО надо понять:

    • главный смысл волонтерства — результат труда;
    • главное условие волонтерства — свобода;
    • волонтер — инструмент в руках организатора;
    • за итог волонтерской работы отвечает организатор.

Организатор волонтеров — НКО. Некоммерческая организация знает потребности своих подопечных и отвечает за оказание им помощи. Кому-то из благополучателей нужно привезти продукты и помочь по дому, другие нуждаются в общении и моральной поддержке.

Передавая задачу волонтеру, НКО должна объяснить все особенности ее выполнения, считает Белановский. Например, к дому подопечного может быть тяжело проехать или с человеком лучше не говорить на тяжелую для него тему.

Кроме добровольцев и НКО, в волонтерском деле участвуют сами подопечные и учреждения, в которых эти подопечные находятся (например, больница или детский дом). Иногда функцию учреждения выполняет семья.

Все участники процесса должны быть заодно. Идеальная картина: подопечные готовы принимать помощь волонтера, а учреждение или семья помогают всем, что в их силах. Создать такую ситуацию — задача НКО.

Собираем команду волонтеров

Белановский считает, что собирать эффективную команду волонтеров нужно по схеме.

Когда у НКО появилась задача, ее нужно проверить:

    • на обоснованность (иногда в НКО обращаются те, кто сам может выполнить задачу, но хочет получить бесплатную помощь);
    • на готовность заявителей принимать помощь (заявку на помощь могут оставить родственники человека, который не готов ее принимать);
    • на соответствие задачам организации (если НКО помогает пожилым, то она не может поддержать ребенка с инвалидностью, такого заявителя лучше перенаправить в профильную организацию);
    • на выполнимость (ресурсы НКО ограничены, общественники не вылечат паллиативного больного);
    • на обеспечение ресурсами (есть ли у НКО возможность помочь конкретному человеку: хватает ли денег, есть ли квалификация).

На этом этапе важно понять, можно ли выполнить задачу силами волонтеров. Может быть, с ней лучше справятся сотрудники НКО. Если добровольцы все-таки нужны, то подумайте, кто они: мужчины или женщины, люди с профессиональными навыками или без них, с задачей справится один волонтер или нужно собирать целую команду.

Дальше важно найти заинтересованного задачей сотрудника НКО. Он станет координатором волонтерского дела и будет набирать добровольцев. Идейный лидер — важная часть команды волонтеров.

Теперь нужно организовать труд добровольцев. Белановский приводит пример. В НКО обратились сотрудники детского учреждения и попросили обеспечить досуг ребят. Общественники решили, что этим будут заниматься волонтеры организации: они будут играть с детьми в настольные игры. Прежде чем приглашать добровольца, нужно организовать всю его работу: найти помещение, где волонтер будет встречаться с детьми, купить настольные игры, найти свободное время для активности.

После этого вакансию волонтера можно публиковать. Белановский подчеркивает, что описание вакансии должно отвечать на такие вопросы добровольца.

С кандидатами Белановский советует проводить два собеседования. На первом происходит взаимное знакомство, прояснение смыслов и целей. Волонтеру можно предложить заполнить анкету. Тем, кто дошел до второго интервью, следует подробнее рассказать о работе и подопечных. Желательно, чтобы собеседование проводил координатор волонтерской группы, в которой будет работать человек.

Полезный совет! Если человек проявил интерес к НКО, но сейчас подходящей работы для него нет, запишите его данные и обратитесь за помощью, когда она понадобится. Каждая НКО должна вести базу волонтеров.

Следует помнить, что НКО не работодатель, поэтому общаться с потенциальными волонтерами нужно на равных. Важно искренне отвечать на все вопросы и ничего не утаивать.

Когда подходящего волонтера выбрали и перед тем как он начнет работать, нужно рассказать о правилах НКО и провести инструктаж. Документы с принципами, которым должен следовать доброволец, всегда должны быть в открытом доступе.

Как организовать работу

Волонтерское дело — это механизм, все детали которого должны четко выполнять свои функции. Белановский в подробностях рассказал о распределении ответственности при выполнении работы добровольцем.

Полезные советы

Чтобы волонтеры хорошо работали и приносили пользу НКО, нужно придерживаться простых, но действенных правил.

    • Волонтер должен стать частью команды, в которой ответственность распределена между всеми участниками. Для этого добровольца следует добавить в рабочие чаты НКО в соцсетях. Так волонтер будет видеть, что над задачей он работает не один, ему помогают и всегда готовы поддержать.
    • Если волонтер выполняет сложные задачи (например, помогает людям в хосписе), предложите ему пройти обучение. У НКО должны быть разработаны обучающие курсы для волонтеров или наставник, который готов все объяснить.
    • Предоставьте добровольцам помощь и поддержку. Полезно иметь штатного психолога, который может периодически встречаться с волонтерами.
    • Предложите людям неформальное общение и совместный досуг: например, походы в кино или чаепития. Так они смогут обсудить волнующие вопросы, пожаловаться на трудности и узнать сотрудников НКО ближе.
    • Важно праздновать достижения волонтеров. Уделяйте внимание даже маленьким победам, обязательно благодарите всю команду.
    • Если у человека пропала возможность оказывать помощь (увеличилась загруженность по работе или случились личные проблемы), снимите с него чувство вины. Поблагодарите за выполненную работу и предложите присоединиться к НКО в будущем, когда будет удобно.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.