«Филантроп»

В октябре сотрудница одной бизнес-тренинговой компании Екатерина Полякова получила на почту письмо. В нем было приглашение поучиться в Школе координаторов и открыть свою волонтерскую группу. Екатерина прочитала его и отложила на потом: дело хорошее, но конец года, проекты… Через два дня она открыла письмо снова и заполнила анкету. А спустя два месяца Екатерина Полякова уже закончила Школу и стала координатором группы онлайн-волонтеров в женском психоневрологическом интернате под Волгоградом.

— Я-то думала: поучусь организации волонтеров, пригодятся знания, — говорит Екатерина. – Но так получилось, что в это время администрация ПНИ сама искала волонтеров для досуга и общения с подопечными женщинами. А такое нечасто бывает. Так я и стала там координатором…

Сегодня в России более трехсот тысяч человек проживают в казенных учреждениях:  детских домах, психоневрологических интернатах или домах престарелых. Пандемия поглотила все, что было важно для одиноких людей, — простое человеческое общение, возможность гулять, личное пространство. Это длится уже почти два года. А количество людей, остро нуждающихся в волонтерской помощи, по сравнению с допандемийным временем выросло в разы! Встает вопрос: как сделать так, чтобы волонтеры пришли и могли помогать?

Для этого и нужны координаторы, своего рода лидеры волонтерских групп. Трудно переоценить важность таких примеров, когда, казалось бы, обычный человек вдруг профессионально и ответственно на протяжении многих месяцев изо дня в день вместе со своими помощниками организует и проводит встречи, прогулки, общение, творческие и развивающие занятия с очень одинокими стариками, взрослыми инвалидами или сиротами.

Подготовке таких людей и поддержке их проектов и посвящена  Школа координаторов волонтерских проектов, которую Движение «Даниловцы» проводит совместно с  центром занятости «Моя карьера». Называется это всё — Акселератор социальных волонтерских проектов, так как Школа включает в себя не только обучение, но и стажировку, и помощь в создании своей волонтерской группы и дальнейшее сопровождение. За два месяца плотной работы учащиеся осваивают и отрабатывают необходимый и проверенный на практике минимум знаний и компетенций, без которого невозможна работа с волонтерами. Ведь волонтеры — это люди ничем и никому не обязанные, пришедшие в благотворительность исключительно по своей доброй воле. И надо уметь собрать и соткать из них рабочее волонтерское сообщество.

В этот раз из-за осенней вспышки коронавируса обучение проходило большей частью онлайн, что позволило присоединиться к занятиям даже слушателям из нескольких регионов. К примеру, Вероника Давыденко работает в школе коррекционной педагогики в Кемерово. Из-за разницы во времени она подключалась на двухчасовое обучение в 11 вечера.

— В нашей школе учатся дети с особенностями развития, — говорит Вероника. — И цель педагогов состоит, в том числе, в их социализации. Но этого пока трудно добиться: дети проводят весь день с учителем, а это не совсем то, что надо. И я давно думала, что вот есть же неравнодушные люди, которые могли бы проводить время с нашими детьми, устраивать им досуг… Но сейчас я закончила обучение, и если раньше было просто желание найти волонтеров, то теперь в голове появилась четкая структура. Все последовательно, я знаю, чего хочу, и что надо сказать людям. Волонтеры у нас будут!

Ирина Валяева представляет благотворительную организацию из Нижегородской области:

—  У нас 15 волонтеров, из них 8 – постоянных, с которыми мы ездим в детское отделение онкологии и гематологии. На несколько часов дети отвлекаются от больничной жизни, и мы отлично проводим время. Стараемся ездить регулярно – хотя бы раз в две недели. А в свое время, когда я искала информацию по организации волонтерства, я нашла Школу социального волонтерства. Начала смотреть видео и не могла остановиться. Настолько мне было интересно! Все по делу, все понятно. Я конспектировала, уже есть толстая тетрадь с записями. И когда увидела, что осенью будет обучение координаторов, сразу записалась. Теперь буду применять знания в практике…

Осенний Акселератор закончили 17 человек – как волонтеры «Даниловцев», так и сотрудники и волонтеры других организаций, среди которых очень известные — Фонд «Свет в руках» и Творческое объединение «Круг».

Нина Чемодурова из фонда «Свет в руках» надеется на продолжение обучения своих сотрудников и волонтеров:

— Наш фонд помогает всем, кто столкнулся с потерей ребёнка на этапе беременности или в родах. Волонтеры, если они не психологи или иные профессионалы,  приходят в фонд и занимаются большей частью какими-то техническими задачами. У них не бывает вау-эффекта, они не получают обратной связи. Это печально, и это ведет к выгоранию. И я рада, что на Школе понимались эти темы: выгорание, делегирование ответственности. Думаю теперь провести в фонде несколько тренингов по организации волонтерства, чтобы наши добровольные помощники были более сопричастны общему делу.

— Мы не знаем, сколько продлится пандемия, — говорит руководитель «Даниловцев» Юрий Белановский. — И это значит, что одинокие люди, живущие в ПНИ и детдомах, так и дальше будут оставаться в изоляции. Наша цель – прервать эту изоляцию и открыть волонтерские группы везде, где только можно. «Даниловцы» уже работают в 30 учреждениях, где-то очно, где-то онлайн. И если кто-то думает, как мы, и готов действовать, как мы, то опыт, собранный в программе Акселератора, станет для них серьезным подспорьем.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.