«Яндекс Дзен»

— Обычно наши занятия проходят стандартно, — рассказывает координатор группы волонтеров «Даниловцев» в одном из детдомов-интернатов Елена Сорокина. — Мы ставим в актовом зале столы, приходят дети из разных групп, садятся, и кто-то может рисовать, кто-то — раскрашивать, играть в настольные игры, складывать пазл. Обычно рядом с одним волонтером пристраиваются 1-2 ребенка. То есть, у детей всегда есть выбор, чем позаниматься. И кто не хочет сидеть за столом, может пойти потанцевать – пространство нам позволяет. Тогда мы включаем детские песни и танцуем.

А сегодня был немного другой формат: мы решили поиграть таким образом, чтобы всех объединить — и волонтеров, и детей. Поставили стулья в круг и сели через одного – волонтер и ребенок. Нас было много в этот раз: 9 волонтеров и 13 детей: мальчики и девочки разного возраста из пяти разных групп. Для детей это тоже была возможность пообщаться, так как в основном они находятся в своей группе и редко пересекаются.

В помощь мне был ютуб-канал «Даниловцев», на котором можно посмотреть запись игр с детьми с особенностями – как правило, народных. Просто прочитать в книжке правила игры и последовательность действий, – это одно. А другое, когда можно посмотреть сам процесс. Мне лично это очень помогло в подготовке к занятию. Кстати, на канале есть и другие записи игр, которые будут полезны для тех, кто работает или волонтерит с детьми с особенностями.

Настя Коломина показывает правильный "кусь" в игре "Большая черепаха"
Настя Коломина показывает правильный «кусь» в игре «Большая черепаха»

Первая игра была на знакомство, совсем простая, называется «А где наша?». Но она очень сильно понравилась детям, и играли мы в нее долго. Игра такая: все взялись за руки, а я сразу скажу, что у нас большинство детей неговорящие. И вот мы руки немножко качаем и поем: «А где наша Кира?» И все показывают на конкретного ребенка и приговаривают: «Там-там-там». Ребенок в этот момент просто счастлив, потому что он в один момент получает максимальное внимание: на него смотрят, улыбаются и называют по имени 20 человек. Нашим детям это было очень нужно! Потом мы поем: «А где наша Кира? Здесь-здесь-здесь!». Предполагалось, что ребенок сам на себя покажет, но тут уже волонтеры помогали, чтобы он ручкой на себя показал. И так, пройдя всех два-три раза, дети сами стали вставать, улыбаться: мол, теперь про меня! Там по глазам было видно, как ребенок ждет, когда про него пропоют. Про волонтеров тоже пели.

Еще очень понравилась детям игра, которая помогает называть части тела: «У Авдотьи, у старушки». Я пела песенку: «У Авдотьи, у старушки жили в ма-аленькой избушке», – и руки так складываем домиком, показываем избушку. «Пять сыновей и пять дочерей», – и показываем ладошки с пальцами. «И все без ушей!» Или без бровей. И все дети закрывают уши или брови. «Вот с такими волосами!», — и показываем на волосы. И потом: «Не пили они, не ели, на Настю все смотрели и все делали, как Настя». И надо за Настей повторить движение. Некоторым детям надо было помогать, так что это было еще и познавательно – дети копировали движения и повторяли части тела.

Ира Молчанова показывает, какой была ма-аленькая избушка у Авдотьи
Ира Молчанова показывает, какой была ма-аленькая избушка у Авдотьи

Вот еще игра чудесная: «Волк и гуси». Стулья ставятся в круг, и один ребенок на стуле садится в центре. Это волк. И вот мы поем: «Гуси вы, гуси, где вы бывали, что вы видали? — Мы видали волка!». И там целая история с кражей гусенка и планом его спасения. И в конце все подбегали к волку и легонечко его всего-всего пощипывали. Детям это страшно понравилось! Все дети хотели посидеть в центре внимания. Потом мы даже поставили несколько стульев, чтобы было несколько волков, так было много желающих.

Эти три игры оказались пока самым интересными для детей. Они простые, но очень удачные!

Больше игр и занятий смотрите здесь и здесь. Приходите к нам играть с малышами! Записаться можно тут.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.