В начале лета Анна Малинникова из Новосибирской области спокойно отдыхала от преподавания географии в школе и ждала 1 сентября. И тут из поста руководителя «Даниловцев» Юрия Белановского она узнала о проекте «Давай научу в онлайне».
— С Юрой мы познакомились на Форуме по социальному волонтерству в Бердске еще в 2019 году, — рассказывает Анна. — И с тех пор я очень хотела поучаствовать в каких-то волонтерских событиях, и всё не получалось: у меня была полная занятость. Но так как я работаю учителем, то у меня летний отпуск — 56 дней. А тут – пост Юры о поиске географа для работы в ПНИ и с пожилыми людьми.
А я как раз имею опыт работы с пожилыми: я была координатором волонтеров в молодежном центре «100 Друзей» в Бердске. Иногда мы с ребятами выезжали в дом ветеранов, где организовывали концерты, но основная наша помощь была адресной, мы занимались автоволонтерством. Нам звонили люди, нуждающиеся в такой помощи, — мы для этого раздавали визитки с нашим номером, баннеры сделали, — и ребята к ним ездили. Иногда надо было довезти до поликлиники пожилую женщину, кому-то привезти воды, была бабушка, которая после смерти мужа попросила сбросить снег с крыши. Помогали и людям с инвалидностью: погулять, помочь спустить коляску с этажа, переместить человека в ванну для купания.
Так что, когда я решила пойти в этот онлайн-проект, чтобы работать с пожилыми людьми в Мачешанском Доме престарелых и инвалидов в Волгоградской области, мне было нестрашно, даже какая-то нотка ностальгии возникла. И онлайн-формат мне хорошо знаком с ковидных времен, когда мы таким образом проводили занятия с детьми. А уж рассказать что-то интересное из области географии я точно могу! Еще со студенчества я очень много путешествовала, объездила всю Россию. Нам в институте говорили, что географ должен все увидеть своими глазами. То, что ты видел сам, вызывает больший интерес и доверие, чем информацию из книги, хотя бы потому, что ты можешь более эмоционально ее передать. Кроме того, у меня есть много фотографий, они — личные и, значит, более живые, чем обработанные картинки из интернета.
Разумеется, у меня в голове сразу сложилась картинка, как я буду вести свой мини-курс по географии. Я подумала, что это будет похоже на мои уроки: сначала я рассказываю про какое-то место, показываю, какая там уникальная природа, потом говорю про экономику ну и — про население. Но после разговора с кураторами проекта Колей и Викой фокус поменялся. Они сказали, что людям важнее и интереснее будет узнать именно о населении: какие где у людей в России традиции, в каких они домах живут, что едят, чем зарабатывают, какая у них религия. То есть, преподносить всё не с научной точки зрения, как отчасти мне хотелось, а больше с житейской. Так у нас и получилось.
Проект мы назвали «Как люди живут», и я выбрала шесть городов и территорий, о которых мне больше всего хотелось рассказать: Республика Алтай, озеро Байкал, Иркутск, Екатеринбург, Владивосток и Воркута. И Вика придумала сделать колесо, как в онлайн-викторинах, которое надо будет крутить, чтобы выпал какой-то город. Мы так сделали, потому что подопечным было трудно выбрать, куда бы они хотели отправиться.
На подготовку одной встречи у меня уходит примерно пять часов. Сначала я сажусь, накидываю свои мысли с блокнот, полностью пишу краткий план. Потом в интернете открываю 5-6 статей о нужном мне месте, узнаю что-то новое для себя. Потом я расширяю этот план, он становится таким сложным, и я начинаю по пунктам плана подбирать фотографии. Сначала смотрю свои папки, если чего-то не хватает, беру из интернета, придумываю тесты.
Слайды я делаю с учетом специфики моей аудитории. Фотографий ставлю максимум две на слайд либо одну большую. Мельчить нельзя, потому что возможность посмотреть на большом экране есть не всегда, и людям во втором ряду не всегда хорошо видно на экране ноутбука. Да и зрение может быть не самое лучшее. Текста в презентации — минимум, его практически нет, только подписи и цифры. Никаких курсивов. Обычный шрифт. Меньше знаков препинания. Сразу в слайды я вставляю ссылки на видео, потому что, как выяснилось, переключаться с презентации на видео в папке очень тяжело, все сразу виснет. А тут — кликнул по ссылке, и сразу начинает загружаться ролик.
После первого занятия я поняла, что нужно включать больше видеофрагментов, а не просто вести лекцию с показом фотографий, и делать больше интерактива. Надо людей разговорить, поднять в презентации темы, которые им интересны. Я увидела, что подопечные очень любят блок «Еда и национальная кухня», это позволяет им тоже чем-то делиться в процессе. А по окончании курса у нас будет тестирование, и я уверена, что оно пройдет прекрасно, потому что мои подопечные прекрасно запоминают информацию!
—
Если вам тоже есть, что рассказать, людям, живущим в региональных ПНИ и домах престарелых, подключайтесь к нам!