Вот приходит человек и говорит: «Я никогда не был волонтером, но я – победитель районных конкурсов оригами, могу учить людей в онлайне делать птеродактилей и Пизанскую башню». Что происходит дальше? А дальше начинается целый комплекс мероприятий, чтобы наш алмаз стал бриллиантом. О том, как проходит подготовка «волонтёров с компетенциями» в проекте «Давай научу в онлайне» перед запуском курсов, рассказывает куратор всего онлайна Николай Ерохин:
— Подготовить волонтёра непросто, ещё сложнее — разработать «с нуля» универсальный алгоритм подготовки для каждого, кто приходит в этот проект. Прежде всего, потому что в этом процессе нужно учесть целый ряд задач, иногда противоположных. С одной стороны, нам нужно ввести волонтёра в курс дела, рассказать подробно про сам проект, про то, как будет проходить работа, снять первые вопросы, тревоги. С другой стороны, нам нужно узнать многое про волонтёра, понять, насколько человек ответственный и надёжный, можно ли вообще на него положиться.
После этого важно поговорить с волонтёром про его курс, помочь ему сформулировать, а иногда вместе «родить» цель и очертить границы курса. Иногда мы вынуждены даже полностью поменять тему, чтобы она, во-первых, попадала в запрос подопечных и в то же время была в рамках компетенций и интересов волонтера. После проделанной работы мы можем познакомить волонтера с координатором и дать им договориться, обсудить детали и ещё раз скорректировать курс. Нам всегда хочется, чтобы возможности и ожидания волонтера совпали с ожиданиями координатора, с тем, как он видит данный курс. Это важно, потому что координатор дольше общается со своими подопечными, лучше всех знает про их интересы, запросы и особенности. И велика вероятность, что если координатор будет доволен курсом, то и подопечные в итоге получат максимальную пользу и удовольствие.
Видите, сколько всего нужно проделать, чтобы курс только запустился. И основная трудность в том, что все эти задачи надо решить в минимальное количество встреч. Для развития и жизни проекта нужно, чтобы вход волонтёра в группу был достаточно лёгкий, поэтому количество встреч должно быть небольшое. Мы это понимали и в итоге пришли к следующему алгоритму:
Первичный «созвон» — знакомство волонтёра с проектом.
Вторая встреча — фокусировка на предстоящем курсе.
Третья встреча — утверждение программы курса, знакомство с координатором группы.
Четвертая встреча — первое посещение, знакомство волонтёра с группой.
—
Итак, сперва волонтёр созванивается с куратором проекта, который максимально подробно рассказывает про то, как устроена работа, происходит сверка, так ли волонтёр вообще понимал, когда заполнял нашу анкету, в чём суть проекта и какие условия работы. Бывает так, что человек видел это совсем по-другому, и кто-то отпадает уже на этом этапе.
Если волонтер согласен с условиями, то мы договариваемся о второй встрече, которую называем «фокусировка».
Дело в том, что, как правило, волонтер приходит с очень примерными представлениями, что он хочет делать и чему научить подопечных. Зачастую мы слышим примерно такое: «я художник, готов проводить рисование» или «я учитель биологии, могу что-то провести на эту тему». И наша задача в этот момент вместе с волонтером сфокусировать курс на какой-то конкретной теме или конкретном навыке. Например, мы знаем, что в группе, где был запрос на рисование, подопечные очень любят цветы. И тогда цель курса после фокусировки может звучать так: за шесть встреч научить участников рисовать шесть разных цветов цветными карандашами или научить сажать и проращивать шесть экзотических растений (абрикос, манго, лимон, авокадо, хурму, ананас) в домашних условиях.
Иногда получается сформулировать не только цель, но несколько конкретных задач курса, например: показать поэтапные схемы рисования цветов из простых графических элементов, научить изображать переходы от одного цвета к другому, научить изображать объем и тень на листьях, лепестках, стебле.
Бывает, что мы заведомо знаем, что курс, с которым волонтер пришёл изначально, не будет сейчас востребован ни в одной из наших групп. И тогда вместо того, чтобы волонтёру сказать волонтеру «извините, вы нам не подходите», мы все равно приглашаем его на встречу-фокусировку и вместе с ним стараемся найти, какие ещё увлечения, знания и навыки у него есть. И иногда происходят удивительные вещи, потому человек вдруг открывает, что помимо преподавания испанского, он очень любит и давно увлекается картинами и живописью. Он в Третьяковской галерее ориентируется, как у себя дома, и знает много интереснейших фактов про художников и картины. И мы понимаем, что это то, что нам нужно, потому что в одной из групп был запрос как раз на онлайн-экскурсии по культурным местам. Мы предлагаем волонтеру взять эту тему, и он говорит: «Я, конечно, об этом совсем не думал, но уверен, у меня получится. На самом деле, я с большим удовольствием проведу курс по Третьяковской галерее». И мы понимаем, что с этим уже можно работать дальше.
После фокусировки мы на время прощаемся и просим волонтера начинать разрабатывать свой курс так, как видит это он, так, как ему хочется. Мы же в это время будем искать для него подходящую группу и договариваться с координатором о проведении этого курса.
После того, как мы нашли группу и дали волонтеру время для первичного продумывания курса, мы приглашаем его на третью встречу, где знакомим его с координатором. Также мы просим продемонстрировать часть первой встречи его курса, как если бы он ее проводил для нас (на 7-10 минут).
Мы поняли, что именно демонстрация курса волонтером лучше всего всего помогает обсудить детали материала и подачи, помогает координатору увидеть, как будут проходить эти встречи. Именно демонстрация, а не рассказ о том, «как я буду проводить занятия», даёт координатору понимание, о чем идёт речь, и он может более детально высказать свои советы, рекомендации, что бы он хотел изменить, дополнить в этом курсе, рекомендации по подаче материала, по объёму и сложности информации.
После обсуждения содержания волонтер и координатор договариваются о каких-то технических деталях: о времени проведения, длине встреч и прочем. В конце мы договоримся о встрече, на которой волонтер сможет посмотреть и познакомиться с подопечными и другими волонтерами. После чего волонтер уходит и дорабатывает курс, исходя из рекомендаций и замечаний координатора.
Знакомство с группой. Волонтёр подключается к обычной встрече, знакомится сначала с другими волонтёрами. Координатор представляет его подопечным как волонтёра-ведущего планируемого курса, а дальше происходит обычная встреча. Это тоже очень важный процесс, он снимает часть тревог с волонтёра, подопечные перестают быть для него котом в мешке, это важно для лучшего понимания аудитории. Часто волонтёр, увидев реальных людей, понимает, как ещё можно изменить курс для того, чтобы сделать его ещё более полезным и интересным. Здорово, если на первой встрече у волонтера получается как-то провзаимодействовать с подопечными, рассказать коротко о себе, о курсе, узнать, что им уже известно в данной теме и что интересно узнать. Может быть, даже предложить выбор, о чем они хотят поговорить или что сделать на первой встрече.
—
Таким образом, после одного созвона и трёх онлайн-встреч:
— у волонтёра есть представление и примерный план, что будет происходить на этих шести встречах, о чем он будет говорить или что он будет преподавать;
— после демонстрации курса у него есть чёткое понимание, как будет происходить первая встреча;
— у координатора есть понимание, что это за человек и как будет проводиться курс;
— у куратора проекта есть понимание, достаточно ли у волонтера мотивации, насколько он пунктуальный, насколько он ответственный, потому что участие в этих всех встречах требует от волонтёра некоторой обязательности. Он должен как минимум на них прийти, прийти вовремя, подготовить какой-то материал. Нам очень важно убедиться, что для человека это взвешенное решение, а не просто эмоциональный порыв;
— у подопечных есть время внутренне подготовиться к участию в курсе, волонтёр не сваливается им на голову внезапно, они немного представляют, что это за человек, что он будет проводить.
Подготовка — очень важный этап, от которого зависит успешность прохождения курса, ощущения, а значит и отдача, которую будет чувствовать волонтёр. Эти этапы требуют включённости всех участников процесса: координатора, волонтёра и кураторов. Чем детальнее мы всё обсудим и скорректируем во время подготовки, тем будет легче волонтёру, тем больше понравится координатору и подопечным.
Иногда во время подготовки мы ловим приятное ощущение, которое можно назвать «пазл сошелся». Это момент, когда понимаешь, что этот волонтёр идеально подходит этому координатору, этой группе, а запрос группы максимально согласуется с тем, что есть у волонтёра. Дальше, может быть, будут сложности, но это ощущение уже на этапе подготовки помогает почувствовать удовлетворение, облегчение и радость. Все ждут начала курса как увлекательного путешествия, и это даёт надежду, что всё пройдёт хорошо.
В завершение хочу рассказать один пример подготовки курса. В нашем проекте решил поучаствовать волонтёр Илья Комаров, это наш «ветеран» среди волонтёров, очень всеми любимый человек, который обучает детей единоборствам и проводит всякие двигательные активности. Было решено, что он проведёт шесть двигательных занятий для ребят в Серафимовском детском доме-интернате. Координатор был уверен, что для них это будет интересный и полезный опыт.
И так как мы все давно знали Илью, и к нему был большой уровень доверия, то нам не хотелось как-то долго останавливаться на подготовке. Мы даже не стали проводить фокусировку, думая, что и так всем всё понятно. Мы решили сразу встретиться с координатором и тут увидели, что фокусировку мы не проводили зря. Нам пришлось всё равно вернуться к вопросам о целях, границах и задачах курса, и, пока мы их не решили, то просто не могли обсуждать остальные детали. Чему данный двигательный курс научит детей? Чем это будет отличаться от обычной зарядки? Это был новый и неожиданный вопрос, у нас не было готового ответа и пришлось искать ответ вместе.
Возникла пауза, и Илья просто стал показывать упражнения, которые он будет давать. И в процессе он вдруг сказал: «А ещё мне нравится вот это движение, оно на развитие мозга», — и действительно показал упражнение на межполушарные взаимодействия, которое заключалось в выполнении асимметричных разнонаправленных движений. Это когда, например, одна рука легко постукивает по голове, а другая совершает поглаживающие движения живота. Ты должен контролировать, чтобы каждая рука выполняла свою программу в своём ритме, и не сбивалась, и это бывает не просто. Но это очень интересное и полезное упражнение для ребят, и мы сказали: «А может быть, мы весь курс построим на таких упражнениях»?
У Ильи сразу родилось несколько вариаций, в итоге весь курс был построен таким образом, что в начале идут двигательные упражнения, которые являются как бы подготовкой к сложному упражнению на межполушарное взаимодействие. Илья не только его показывал и делал вместе с ребятами во время встреч, но давал задание его тренировать. Конечно, ребята (да и волонтеры) поначалу сбивались, им было это сложно, но в то же время у курса была цель, которая придавала осмысленности и серьезности, у ребят было понимание, что они делают подготовительные упражнения, для того чтобы потом попытаться выполнить вот эту задачу со звёздочкой.
Несмотря на сложность, им было интересно. Как это так? Вроде, руки мои, и по отдельности я могу ими спокойно управлять, а когда пытаюсь сделать такие простые движения одновременно, они меня не слушаются! Вот таким образом в процессе подготовки была найдена тематика и цель курса, которая отвечала интересам всех участников и была интересна для подопечных.
Пазл сошелся!
—
Есть идея своего мини-курса для ПНИ или дома престарелых? Вам сюда!