9 точек опоры удачного обучающего онлайн-курса в ПНИ

Дзен

Чтобы провести для подопечных из ПНИ обучающий курс, вам не обязательно иметь профессиональный уровень, говорит куратор проекта «Давай научу в онлайне» Виктория Прохорова. – «Достаточно того, что у вас есть хобби и у вас горят глаза, когда вы о нем рассказываете».

За последние полтора года волонтеры с компетенциями провели для наших подопечных самые разные курсы: они учили их готовить, выращивать авокадо, рисовать на холсте и говорить по-английски. Были занятия по артикуляционной гимнастике, географии Италии и брэйк-дансу. И всё это – в зуме. Причем, не все волонтеры с компетенциями ранее имели опыт онлайн-преподавания.

— Соотношение, примерно, 60 на 40, — говорит Вика. – У 60% был опыт преподавания или хотя бы волонтерства в онлайне. И 40% не имели никакого опыта вообще. Но благодаря тому, что у нас очень плавный заход в курс, — сначала идет несколько этапов подготовки, и только после этого человек приходит в группу и начинает вести занятия, — всё у всех получается…

Как показывает практика, придя провести один курс, люди потом возвращаются с новой идеей, у них устанавливаются очень теплые, доверительные отношения с подопечными.

— Иногда кажется: ну вот провел человек 6 занятий и ушел. Такая разовая акция. Но на самом деле нет: для подопечных это — большое, яркое событие. Недавно в одной группе координатор с волонтерами вернулись из отпуска, вышли в зум к подопечным, и тут одна из них говорит: «Катя. У меня вопрос. А где же наша Юля?». А Юля ранее проводила там курсы рисования и ботанический кружок. Но всё, она уже вошла в ближний круг, она теперь «наша», и ее появления будут ждать так же, как и других волонтёров…

Возможно, вам тоже есть, чему научить проживающих в детдоме, психоневрологическом интернате или доме для пожилых и инвалидов. И сегодня Вика расскажет о том, что вам потребуется кроме ноутбука, желания помогать и одного свободного часа в неделю.

Волонтёр с компетенциями отличается от обычных онлайн-волонтеров тем, что на его встречах есть один ведущий и группа из подопечных. Там постоянный зрительный контакт. На протяжение всего занятия подопечные сфокусированы на одном человеке, поэтому там формируется доверительное пространство, где есть свои правила и своя атмосфера. Но главное отличие – это более активное включение и большая ответственность.

Нам важно придерживаться регулярности и проводить эти занятия по графику. То есть, если мы анонсировали шесть занятий курса, их надо провести. При этом, подход должен быть гибким. Во время проведения курса мы можем сталкиваться с независящими от нас ситуациями. Например, подопечных увезли на экскурсию или часть из них болеет. Значит, надо перенести время встречи. Или подопечным интересен курс, но какая-то тема — особенно. У них есть запрос на подробности. И тогда мы просим волонтера с компетенциями в процессе проведения курса гибко подстраиваться, менять концепцию, что-то добавлять в зависимости от пожеланий подопечных.

При выборе темы обучающего курса стоит отталкиваться от своих предпочтений: что умеете и любите вы и от чего у вас самого горят глаза. Это – залог успешного проведения курса. У вас не обязательно должен быть профессиональный уровень, достаточно любительского. Например, вы 10 лет назад закончили художественную школу, рисование – ваше хобби, и вы готовы делиться своими навыками.

Выбор подопечных для проведения курса. Тут тоже важно отталкиваться от своих предпочтений. У нас в проекте есть несколько категорий: дети, подростки, взрослые и пожилые люди. Есть люди «сохранные» и с разной степенью инвалидности. И часто на первичном созвоне мы сами пытаемся понять, к кому хочет прийти волонтер с компетенциями, к кому у него больше отклика. Я всегда готова подробно обо всех рассказать, а также на нашем сайте есть раздел «Кому мы помогаем» с описанием онлайн-групп и подопечных разных категорий, и к каждой группе есть медиатека, фото- и видеоматериалы.

Информацию надо преподносить доступным языком. Надо понимать, что часто наши подопечные — люди с особенностями развития, и многие вещи они не понимают и в силу развития, и в силу долгого проживания в интернатах. Простые термины, простые слова, небыстрый темп.

Интерактив и личное общение. Для нас очень важен контакт от человека к человеку. И при общении на обучающих занятиях необходимо обращаться лично. Можно при знакомстве с группой записать имена по порядку, как люди сидят. Но не в телефоне! Если вы по ходу проведения занятия будете поглядывать в телефон, подопечные это заметят и подумают, что вам скучно. А можно еще на этапе подготовки курса распечатать скрин с любой онлайн-встречи и прямо на фотографии надписать всех участников.

Мы понимаем, что сложно запомнить шесть человек – кто Анна Александровна, а кто Валентина Анатольевна. Но можно в процессе рандомно к ним обращаться. Для подопечных это очень важно! Рисуем, к примеру, волнистого попугайчика. Нарисовали туловище, спросите: «Мария Ивановна, покажите, как получилось?», и так в процессе встречи вы обратитесь ко всем участникам.

Показать, как мы что-то делаем, личным примером. Например, мы приходим с артикуляционной гимнастикой к пожилым людям. И волонтер с компетенциями говорит: «Сейчас будет упражнение «трубочка». Я вам покажу, как его сделать. Вы смыкаете зубы, вытягиваете губы, так держите несколько секунд, а потом мы расслабляем мышцы. А теперь сделаем это вместе». Если это творческий курс, и вы рисуете на холстах, вы говорите: «Сейчас мы будем прорисовывать горы». Наводите камеру на руки и показываете, как берете краску на кисть и ведете по холсту. И говорите: «А сейчас давайте вместе со мной сделаем то же самое». Всегда должна быть поэтапность действий.

Модерация курса. Я присутствую на каждой встрече, модерирую ее и полностью оказываю техническую поддержку. То есть, создаю и присылаю ссылку, слежу, чтобы подключились подопечные, чтобы был звук и изображение. К каждой встрече волонтеры готовят какой-то фото- и видеоматериал, презентацию. И я всегда прошу заранее мне его отправить, хотя бы за сутки, чтобы я успела и там проверить качество звука и видео. Кроме того, если у волонтера что-то случится с интернетом и всё зависнет, я смогу запустить презентацию со своего компьютера.

Важно прислушиваться к себе на момент проведения занятий. Если вы испытываете какое-то напряжение или есть сомнения при подготовке занятий, при общении с подопечными, при подаче материала, всегда знайте, что куратор и координатор группы готовы прийти на помощь и ответить на все вопросы.

Мы понимаем, что непросто научить чему-то за шесть встреч по зуму. Но, на самом деле, самая ценность в том, что к нашим подопечным придет новый человек. Для них это — расширение кругозора, возможность познакомиться с новым человеком и попробовать что-то освоить.

Стать волонтером с компетенциями «Даниловцев» можно вот здесь.

Движение «Даниловцы» благодарит Департамент труда и социальной защиты населения за поддержку волонтёрской деятельности в социальных и медицинских учреждениях в виде гранта «Москва — добрый город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Нажимая кнопку Пожертвовать я соглашаюсь с договором оферты о добровольном пожертвовании и Соглашаюсь на обработку моих персональных данных

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных