Что удерживает людей в социальном волонтерстве — той сфере помощи, где постоянно приходится встречаться с чужими бедами и проблемами?
Сколько ни помогай, все проблемы не решить, и в какой-то момент неизбежно наступит выгорание, если дело только в желании сделать мир лучше. Но есть в волонтерских проектах энергия, поддерживающая атмосфера, тот самый ставший словом года «вайб» — настроение, ощущение, которое близко, созвучно и заставляет продолжать, несмотря ни на что.
Об этом, о своем опыте работы с волонтерами и о развитии сообщества говорили представители московских НКО на встрече «Вайбы социального волонтерства».
***
Терапевтические факторы и встреча одинакового с разными знаками
Добровольческое движение «Даниловцы» работает в закрытых учреждениях — ПНИ, больницах, приютах. Находящиеся там люди ежедневно сталкиваются с одиночеством и изоляцией, отсутствием выбора, недостатком внимания. Человек может не принадлежать сам себе и не иметь ничего своего — иногда даже имени (только фамилию), личных вещей, занятий, возможностей развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. При этом человек, живущий не за забором, имеет имя, определенную свободу выбора, собственные увлечения и возможности для самореализации.
«Никто не обязан этим делиться, да и делиться по большому счету не надо, — говорит Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения ”Даниловцы”. — Многие участники наших проектов говорят: ”Волонтерство — это просто быть собой”. Мы соединяем то, чего одним не хватает, а у других — в избытке. Это встреча одинакового, но с разными знаками».
Потенциального волонтера пугают трагические обстоятельства жизни подопечных и перспектива, соприкоснувшись с бедой, не справиться. Важно не оставить его наедине со страхами и мифическими представлениями.
«Мы не отправляем волонтера в учреждение, а рассказываем, что туда уже ходит, условно, Маша и еще несколько человек, и все, что пока нужно, — это просто пойти и на них посмотреть, — поясняет Юрий Белановский. — Приходя, человек видит, что от него действительно не требуется ничего, кроме как быть собой. И если он поймет, что у него лежит душа к общению конкретно с теми, кто находится здесь, детьми или взрослыми, то он останется».
Для людей в закрытом учреждении даже всего час свободного общения в неделю — это новый опыт, собственный выбор, ощущение важности каждого. И то, что им дают эти встречи, очень похоже на терапевтические факторы работы в группе, описанные профессором Ирвином Яломом: вселение надежды, универсальность переживаний, альтруизм и другие. «Смысл в том, что группа может быть гораздо более реальной, чем мир за ее пределами. Члены группы вместе проходят через жизненно важные переживания», — отмечал знаменитый психотерапевт.
«Все то же самое значимо и для волонтеров, — считает Юрий Белановский, — и если людям не нужны терапевтические факторы, о которых говорил Ялом, то в социалку они, скорее всего, не придут. У них другой этап в жизни. А те, для кого сейчас это важно, действительно находят реализацию в социальном волонтерстве».
***
Движение «Даниловцы» благодарит Департамент труда и социальной защиты населения за поддержку волонтёрской деятельности в социальных и медицинских учреждениях в виде гранта «Москва — добрый город».