— Ольга Абрашина, координатор группы Добровольческого движения «Даниловцы»
в НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой

Почти каждый вечер субботы волонтерам нашей группы предоставляется возможность разделить общее творческое пространство с подростками третьего отделения Центра имени Сухаревой. Мне часто кажется, что наш Центр — это сосредоточение безгранично талантливых в творческом плане детей.

В процессе наших творческих занятий мы часто беседуем с подростками об их хобби и увлечениях, которые есть у них в «обычной» жизни, вне того периода, пока они проходят лечение в Центре. Многие из них очень разносторонне развиты, они играют на различных музыкальных инструментах, причём большинство детей сами их осваивают без специальной школы или репетиторов по самоучителям. При этом они потрясающе рисуют, каждый в своем стиле. Большинство девочек носит на запястьях разноцветные браслеты, которые они сплели собственноручно, схемы для плетения они тоже находят и осваивают сами. Кто-то из подопечных вне Центра занимается профессионально 3D-моделированием в свои шестнадцать лет. Если раньше при посещении детских больниц я сталкивалась с тем, что почти все дети соглашались сразу делать что-то по определенному заготовленному шаблону, то наши теперешние подопечные всегда на занятиях стремятся выразить свое внутреннее творческое «я».

И вот мы приходим с заготовкой по акварельному рисунку подснежников, а дети предлагают уйти в свободное творчество, и кто-то рисует сходу мой портрет карандашом, кто-то — своего героя в стиле аниме, а у кого-то на холсте — графический конструктивизм или автопортрет. И тут я понимаю, что стандартные наработки в нашем Центре не всегда срабатывают, наши дети не хотят «творить по шаблону».

В прошлую субботу мы пришли в отделение с огромным листом ватмана и цветной бумагой. Чтобы не натолкнуться сразу на протестные настроения, мы начали свое занятие с некоторой интриги. Предложили подопечным вместе с нами порвать цветную бумагу, не сказав, для чего это нужно. Девчонки заинтересовались, и вот мы уже все вместе с большим удовольствием устраиваем беспорядок на рабочем столе. Далее на ватмане клеем мы нарисовали ветвистое дерево, и высыпали на него множество разноцветных кусочков бумаги. В итоге происходит маленькое чудо — лист поднимается вертикально, лишние бумажные листочки осыпаются, словно при осеннем листопаде, и на белоснежном листе остается необычное дерево, каждый листик которого ни по цвету ни по форме не похож на другие, так же, как и наши подопечные.

Американский психолог и педагог Элис Пол Торренс очень точно определял креативность человека как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Мне кажется, именно в этом у нас с подопечными есть общая точка соприкосновения на занятиях. Каждый через творчество переживает что-то свое внутреннее и очень сокровенное. Каждый пропускает свое творчество через призму собственного мироощущения. И вот уже за столом снова улыбаются дети, глядя на наше общее чудесное дерево, а, значит и в этот раз волонтёры не зря пришли в третье отделение. Торренс также писал: «Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». В следующую субботу наша волонтерская группа в третьем отделении имени Сухаревой снова идет «беседовать с кошкой», а чем заняты в субботу вы?

Чтобы «Даниловцы» продолжали помогать детям в НПЦ им. Г.Е.Сухаревой, нужна ваша помощь!
Пожертвуйте!

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.