-Наталья Береговская, волонтер группы Добровольческого движения Даниловцы
в Социальном приюте в Зюзино

Пожертвуйте

С приходом весны и тепла, мы с нашими подопечными в социальном приюте в Зюзино стали больше проводить время на улице. И в этот раз не упустили такого шанса.

У входа в приют мы с волонтерами ждали радостной встречи с детьми. Ребятня по очереди спускались к нам, одевая на ходу кто шапку, кто шарф, куртку, а кто даже не успев переобуться. Это же двойная радость – улица и волонтеры!!!

Старшая группа девочек согласилась подышать свежим воздухом, погреться на солнце и поиграть с волонтёрами в Имаджинариум. А поскольку наше посещение на улице, то мы решили провести необычный игровой мастер-класс для средней группы. Есть очень интересная психологическая игра «Лепешка». Для того чтобы в нее играть, дети должны сделать ее сами. Чем мы и занялись. Из пластилина слепили кубик, из ватмана сделали игровое поле, а из цветной бумаги вырезали небольшие прямоугольники, из которых мы выложили по полю цветную дорожку (из маленьких полей). Выбрав цвет пластилина, мы с ребятами принялись лепить фишки-фигурки. Лепили фигурки «тандемы» (одну часть фигурки лепил ребенок, другую – волонтер) – это было самым серьезным и в тоже время творческим моментом в создании игры для детей, да и для нас волонтеров тоже. Так у нас получились очень интересные фишки – черная бутылочка кока-колы со стаканчиком и соломкой, белый человечек с большим ртом, зеленая собачка, шкатулочка с синей розой, желтый колобок с одним ухом и синим большим глазом, красный заяц и морковка.

ZmrISmIVThQПравила игры мы с волонтерами адаптировали под наших подопечных, но цель оставили – нужно прийти к финишу с неповрежденной целой фигуркой. Поэтому решили, что  будет правильным, если эту игру переименовать. Название так пока и не придумали. Правила были такими – игрок кидает кубик и на выпавшее число делает ход. Если игрок попадает на свое поле, то он счастливчик и ничего не происходит. А тот, кто попадает на чужое, тот должен выполнить любое задание, которое придумает хозяин этого поля (у каждого игрока свой цвет поля, который соответствует цвету фигурки). Если игрок отказывался выполнять задание, то хозяин поля имеет право налепить из пластилина на фигурку игрока то, что ему захочется – это может еще один цветочек к синей розочке, а может и крылья к зеленой собаке. В общем, хозяин сам определяет хорошее или плохое он прилепит к фигурке, понимая, что тот игрок в следующий раз может так же налепить ему в ответ. За выполненное задание в следующем ходу можно избавиться от не нужных, например, крыльев.

Спросите, а какая тогда разница плохое или хорошее прилепят? В том то и дело, тут проявляется отношение к другим игрокам. Важен сам процесс. Хочу поставить акцент на подопечных в средней группе, т.к. уже как год хожу именно к ним. Поделюсь своими наблюдениями о их проблемах, переживаниях. Я не зря подробно описала какие фигурки дети слепили. Пластилин был разных цветов и много. Большой шанс был слепить собаку не зеленного цвета, а черную или белую, а может и коричневую. Но почему зеленная? Почему заяц красный? Роза синяя? А у человечка большой рот? Желтый колобок с большим ухом и синим глазом? С помощью этой игры удалось немного понять внутренний мир детей по реакции на задания, на критику ребят, по борьбе со своими страхами, ведь кто-нибудь может осудить или осмеять.

Придя домой после посещения, появилась желание разобраться и ответить на вопросы, которые ко мне приходили во время игры, а также накопившиеся во время мастер-классов. Желание помочь всем и каждому – побороть в себе сомнения, страхи, отстаивать себя, как можно дружить. Эта тема для меня очень интересна. С помощью таких игр можно помочь детям побороть стеснительность, сблизиться в коллективе (вопрос о сплоченности), так же работает игра над узнаванием себя и новым о себе.

UjUArpQZLxwДля примера приведу несколько заданий, придуманных самими детьми:
1. Добежать до друга (это те, кто не играл в игру, а кто просто гулял на площадке) обнять и сказать, что он его любит.
2. Добежать до воспитателя и сказать, что она самая добрая.
3. Обежать детскую площадку и прокричать «я самый умный» и т.д.

Было очень весело. Детский смех не переставал звучать. А с помощью лепки, мне кажется, ребенок «рассказывает» о том, что не может выразить словами: о своих страхах и обидах, глубоких душевных переживаниях и эмоциональных потрясениях. Вернусь к фигуркам. Сопоставив, цвет и саму фигурку, с поведением детей, можно понять, увидеть – настроение, характер, потенциал, а может и страхи, запросы на защиту и поддержку.

Приведу пример – возьмем фигурку «Зеленая собака». Мальчик, который слепил собачку, совсем недавно поступил в приют и поэтому буду опираться на его поведение во время игры. Найдя информацию про цвета и животных, которые выбирают дети, сделала небольшой вывод: зеленый выбирают те, кто умны, интеллектуальны, аккуратны, смело ведущие себя в незнакомой обстановке, но иногда слишком напряженные и обидчивые. Что касается собаки, то в ней дети ищут друга и защитника, говорит о внутреннем одиночестве или о его боязни окружающей жизни, и лишь иногда это просто желание получить весёлого компаньона для игр.

Я стала соотносить поведение мальчика с вышеперечисленными чертами характера по цвету и по выбору животного. И это на самом деле, как говориться, «в точку». Мальчишка умный, серьезный, застенчивый, мало когда улыбается, но не могу сказать, что агрессивный, а наоборот, очень добрый. Была напряженность и сдержанность, и очень боялся, что над ним будут смеяться, поэтому за всю игру, он выполнил всего лишь одно задание для того чтобы снять с фигурки всё налепленное на собаку другими детьми – зеленые крылья, красную шляпу, черный бант на хвосте. Так как он пришел к финишу первым, то дети сами предложили ему снять все лишнее с фигурки, выполнив одно задание. Оно для него оказалось практически невыполнимым, из-за своих страхов, хотя оно не сложное, всего лишь присесть пять раз. Он поборол страх и стеснительность, а может какие-то еще внутренние барьеры, о которых знает только он. А мне, как взрослому человеку, сопереживающему ему, было радостно на душе, была гордость за маленькую победу.

Были дети, которые, наоборот, очень расстраивались, что попадали на свое поле и просили переиграть, потому что было огромное желание выполнять задания, ничего и никого не боясь. А кто не смог и продолжить игру, убежав на качели. Что это? Убежать от себя? Убежать от других? А может просто неинтересно…

Примеров столько, сколько детей и невозможно всех описать и описать словами. Есть только переживания за ребят, которые оказались в приюте по каким-то причинам. В процессе посещений, не раз сталкиваешься с детскими проблемами внутри коллектива, между отдельными детьми, даже между братьями и сестрами. Как ругаются, враждуют, выплескивают эмоции. Видно, что за этим стоит не само отношение детей к другим, а те жизненные ситуации в семье, которые оставили отпечатки на характере, поведении ребят.

9XmufOR2m-AХочется верить и надеяться, что мы взрослые – волонтеры, психологи, воспитатели, родители сможем помочь детям: встать на верный путь, выбрать профессию по душе, ведь есть дети, которые играют на гитаре, творчески развитые, кто-то увлекается растениями и даже насекомыми. Нужно всего лишь поддержать, раскрыть талант, помочь побороть в себе неуверенность, найти занятие по душе. Дети, которые лишены быть в своих семьях полноценно, нуждаются в этом остро. Подведя итоги, могу сказать, что у детей есть проблемы в межличностных отношениях, агрессия, замкнутость, обиды, не умение дружить, а точнее непонимание этого и много еще всего. С этим бороться не надо, надо просто показать, как может быть по-другому. Как можно быть вежливым, как можно дружить, что есть любовь и верность, уважение и доверие.

Мастер-классы для раскрытия творческого потенциала и для поиска себя через творчество, чем мы с волонтерами и занимаемся. Но это лишь малая часть того что мы можем дать детям. Есть мастер-классы для взрослых девочек «сам себе визажист». Над этим мы с волонтерами уже работаем – как заинтересовать девочек и как провести с пользой, ведь с их подростковым максимализмом (я все умею, я все могу), сделать очень трудно, но выполнимо.

Думаю необходимо больше общения со взрослыми, побольше игр-тренингов на сплочённость, на решение личностных проблем. Мероприятия по обучению ПДД и т.д. Всего столько интересного и познавательного. Хочется окружить всех заботой и поддержкой, чтобы возникали только позитивные мысли. Чтобы чаще улыбались и ценили каждую минуту своего детства.