— Константин Ренжин, координатор волонтерской группы Добровольческого движения Даниловцы

 переписки с заключенными

В прошлом году, принимая практикантов президентской академии РАНХиГС, я был шокирован. Студенты считали нормальным опоздать на полчаса и не извиниться, во время обращения к ним смотреть в смартфоны, проявляя неуважение и невоспитанность. Мне казалось, что я говорю впустую. Однако, побывав на отчетном собрании, услышал от них много хороших слов. Оказывается, самое главное они все-таки усвоили.

В этом году все четыре группы пришли вовремя, в смартфоны почти никто не заглядывал, слушали внимательно, более того, когда я объявил, что время подошло к концу, и все могут быть свободны, они не торопились уходить и дружно попросили поработать еще, почитать письма. В прошлом году некоторые молодые люди, желая покрасоваться перед девчонками, задавали, как им казалось, смелые вопросы. Но я этому был даже рад – дискуссия хороший повод закрепить пройденный материал. На этот раз все были подозрительно вежливы и практически не задавали вопросов. Впрочем, я с каждой встречей оттачивал свое ораторское искусство и тешу себя мыслью, что говорил настолько ясно и убедительно, что вопросы уже и не понадобились.

А говорить пришлось много. Хотя студенты пришли на практику, необходимо было начать с теории, иначе им трудно понять смысл нашей деятельности. Наша группа занимается духовной перепиской, а что такое “духовность”? В этом даже ученые мужи путаются. Обычно под духовностью понимают высокий уровень социального и культурного развития личности, насыщение общечеловеческими ценностями. При этом мало кто четко понимает, что такое общечеловеческие ценности, какова цель развития человечества?

Я сам, когда начинал заниматься перепиской, смутно представлял, зачем это надо. Просто было интересно, было желание поучаствовать в каком-то живом деле, принести пользу. То есть я ввязался в практику, будучи слабо подкован в теории. Несколько лет работы с письмами научили меня находить простые ответы на сложные вопросы. Работа над книгой “Духовная переписка” подвела некоторый итог в нашем развитии, но я уже чувствую, что понимание многих вопросов стало еще глубже и четче. И об этом можно рассказать все интереснее и понятнее. Также коротко и ясно, как мы стараемся излагать, отвечая на письма.

Передо мной стояла задача за пару часов поделиться всем полученным опытом. В этом году я меньше рассказывал тюремных баек, больше говорил о главном, о духовности. Ведь духовность – это мера приближения человека к Богу, а не просто стремление быть культурным и высокообразованным человеком. Говоря о духовном развитии, никак не пройти мимо изучения Библии. Недостаточно просто прочитать Библию, необходимо понять связь нашей жизни с Законом Божьим. И только тогда мы находим ответы на вечные вопросы.

К последней встрече пришло письмо от человека, жизнь которого сплошное разочарование. Родители бросили его в роддоме, в детском доме его воспитанием и развитием занимались плохо, профессию и работу получил не по душе. В итоге, украл – в тюрьму. Вышел и снова туда. Изложив эту неприглядную историю, он спрашивает, почему Господь так с ним поступил? Зачитав этот отрывок, я спросил у студентов, есть ли идеи, как ответить на этот вопрос?

К такому вопросу они оказались не готовы. Похоже, что в их жизни никогда не было крупных неприятностей. Выходит, одним Господь дает все, а другим – ничего. Так ли это? Где справедливость? Кто виноват? Будущим работникам государственного управления неплохо было бы разобраться в подобных вопросах. Ведь природа многих бед человеческих глубже, чем это описано в учебниках по социологии.

Можно было бы ответить, что в судьбе конкретного человека виновато общество, родители, воспитатели и, наконец, он сам. Причем тут Господь? Тогда придется признать, что общество наше не совершенно и не справедливо. Проблема в законах? Может надо что-то поменять? И тут мы приходим к вопросу о соответствии государственных законов и Закона Божьего. Государственное управление, как известно, держится на принципе принуждения. А Закон Божий говорит о другом – о любви. И общество никогда не изменится к лучшему, если каждый человек не захочет стать лучше и не приведет свою жизнь в порядок в соответствие с Законом Божьим.

Итак, мне пришлось пересказать студентам Библию, Закон Божий и Катехизис. От природы добра и зла до грядущего апокалипсиса. Наше место в этой истории таково, что помогая ближнему, проявляя христианское милосердие, мы стараемся делать этот мир лучше. В частности, наша группа помогает запутавшимся в жизни людям найти правильный путь, разобраться в себе, примириться с ближними и с Богом.
Мало ответить на вопрос, кто виноват. Нужно еще и сказать человеку, что делать. А ответ есть.

В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38—40).

На некоторых встречах присутствовали и наши волонтеры, которые также поделились опытом. Студенты с большим интересом читали письма. Мы также поговорили о проблемах подростков, вовлеченных в криминал, об АУЕ (арестантский уклад един), профилактике преступности. В общем, надеюсь, встречи прошли с пользой для всех, и если пригласят на отчетное собрание, с интересом послушаю отзывы.

Чтобы даниловцы продолжали переписываться с заключенными, нужна ваша помощь! 
ПОЖЕРТВУЙТЕ!